+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2022 10:58:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Дефолт РЖД допущен технический, но осадок – неприятный

Комитет по кредитным деривативам Международной ассоциации свопов и деривативов сообщил, что ОАО «РЖД» допустило технический дефолт по одному выпуску евробондов. К каким последствиям это приведет? Означает ли данное событие, что холдинг окажется на грани банкротства?
В заявлении организации отмечается, что кредитное событие наступило после того, как купон, подлежащий выплате 14 марта 2022 года, не поступил к инвесторам до конца десятидневного льготного периода. Формально это можно назвать техническим дефолтом. Однако не все так просто.

Во-первых, холдинг имеет прибыль, достаточную для того, чтобы расплатиться по долгам, уточнил источник в RZD Capital Plc – финансовой организации, созданной для выпуска еврооблигаций ОАО «РЖД» (штаб-квартира в Дублине, доверительный управляющий – BNY Mellon Corporate Trustee Services).

Во-вторых, холдинг исправно перечислил причитающиеся средства. В частности, «23 марта 2022 года ОАО «РЖД» перечислило 23 483 724,20 фунта стерлингов на соответствующий счет в лондонском филиале Deutsche Bank AG (платежный агент) для финансирования следующей купонной выплаты держателям облигаций с погашением 25 марта 2022 года по еврооблигациям, деноминированным в фунтах стерлингов (ISIN XS0609017917). Однако 25 марта 2022 года платежный агент, получив соответствующие средства, сообщил нам о своей неспособности обрабатывать платежи держателям нот. После получения уведомления от DB мы обратились в OFSI за лицензией, но не получили никакого ответа на дату этого сообщения. 30 марта 2022 года BNYM (доверительный управляющий) уведомил ОАО «РЖД» о заморозке счета ОАО «РЖД», что привело к невозможности перечисления средств доверительному управляющему по ISIN CH0522690715», – указывалось в сообщении ОАО «РЖД» для инвесторов.

Эмитент также был проинформирован о том, что платежи в швейцарских франках и других валютах могут быть задержаны или приостановлены на неизвестный период времени соответствующими платежными агентами или банками-корреспондентами из-за их внутренних процедур соответствия. В связи с этим договоренности могут занять дополнительное время, а инвесторам придется запастись терпением.

Иными словами, получается так: ОАО «РЖД» платит, но средства не доходят до держателей ценных бумаг. Кроме того, из-за ограничений, введенных против компании, счета RZD Capital были заморожены платежным агентом – лондонским подразделением The Bank of New York Mellon.

Вся страна – в ожидании майских событий

Заметим, что проблема с выплатами возникла и по государственным ценным бумагам: напомним, в Минфине России заявили, что исполнили обязательства по еврооблигациям на $649,2 млн. Однако при этом оплата держателям еврооблигаций выпуска № 12840060V «Россия-2022» и № 12840061V «Россия-2042» поступила в рублях.
Причина – введенные санкции, из-за которых Минфин России не может воспользоваться золотовалютными резервами и платить по долгам в валюте. Правда, несколько раз Россия платила по внешнему долгу в долларах, поскольку средства списывались с замороженных счетов ЦБ РФ в США.

Платежи проходили после выдачи индивидуальных разрешений властями американскому банку-корреспонденту Минфина J. P. Morgan и его платежному агенту Citibank или Bank of New York Mellon. Однако 4 апреля США запретили России производить оплату деньгами из замороженных резервов.

Для выплаты Минфин России использовал Национальный расчетный депозитарий (НРД), куда и были переведены средства в рублях по курсу Центробанка на 4 апреля.
В принципе, Минфин России указал способ решения проблемы. Она заключается в том, что между российскими и европейскими депозитариями (Euroclear, Clearstream) расчеты не ведутся. Последние блокировали российские счета. И как долго будет действовать данное правило, в пресс-службах Clearstream и Euroclear не комментируют.

Зеленые проекты увядают?

В неприятной ситуации оказалось не только ОАО «РЖД», но и некоторые другие российские эмитенты, по бумагам которых платежи не проходили. Например, ПАО «Газпром» (GAZ-22), ГМК «Норильский никель»» (GMKN-25), ПАО «НЛМК» (NLMK-24), МХК «ЕвроХим» (EUCH-24), сообщают финансовые аналитики.
В списке – ряд банков, не менее 14 промышленных и транспортных компаний. Они исправно проводят выплаты в западные клиринговые центры, но Euroclear и Clearstream блокируют счета НРД.

Правда, ОАО «РЖД» стояло несколько особняком, потому что у холдинга была своя клиринговая цепочка, которая замыкалась на RZD Capital Plc. Но теперь и она оказалась разомкнутой.

В принципе, это проблема не экономики, а финансов. Следовательно, нужно искать решение именно в данной сфере, считает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Некоторые эксперты говорят, что, по идее, пострадавшим компаниям следовало бы исключить отправку денег в Европу. Тогда российские инвесторы будут довольны, чего нельзя сказать о зарубежных владельцах ценных бумаг.

Вероятно, поэтому крупные российские эмитенты стараются соблюдать регламент по отчислению купонов, чтобы избежать технического дефолта, пояснил аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев.

Соответственно ряд аналитиков считают, что на данный момент вряд ли поиск приемлемых финансовых инструментов исчерпан. Сохраняется надежда, что проблема все-таки разрешится в рамках действующих на мировом рынке механизмов. Если же это не удастся сделать, то возникает сомнений в надежности международных финансовых институтов. Ранее они все-таки оставались вне текущих вопросов политики.

Но если ситуация настолько изменилась, то следует ожидать появления альтернативных финансовых систем, поскольку доллар и евро перестают играть роль мировой валюты и универсального средства платежа. Для этого опять-таки требуется время.

В случае с ОАО «РЖД» ситуация выглядит еще более знаковой: ведь холдинг выходил на международные рынки, обещая потратить привлеченные средства на зеленые проекты. И ради заботы об экологии железнодорожники даже одно время были готовы сократить перевозки угля.
Теперь получается, что и зеленые инвестиции попали под санкции, отметил генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров.

Вопрос финансов, а не экономики

Если все пойдет по негативному сценарию, то компаниям придется последовать в русле той же схемы, которую выдвинул Минфин России. К чему это приведет тогда?
В условиях выпусков евробондов указана для этой цели другая валюта. Соответственно замена ее на рубли все равно будет признана техническим дефолтом. Подобная участь по суверенному долгу России, кстати, может наступить уже 4 мая 2022 года. Соответственно рейтинг страны понизят до уровня RD (ограниченный дефолт).
На этом фоне судьба ОАО «РЖД» по крайней мере выглядит лучше, чем других игроков. Ведь ранее холдингу был присвоен статус организации государственного сектора – в терминологии международного банковского регулирования «Базель III». Это значит, что вопрос банкротства ОАО «РЖД» должен быть решен на уровне правительства, поскольку ликвидация или реорганизация холдинга возможна только на основании отдельного ФЗ. И это третья причина, по которой дефолт из-за того, что инвесторы не получили выплаты, следует признать локальным событием.

Конечно, указанная мера вводилась под несколько иным предлогом: государство хотело дать возможность банкам создавать меньше резервов под предоставление финансирования железнодорожного холдинга. С одной стороны, государство защитило ОАО «РЖД», но с другой – в новом статусе дало лишний повод для санкций против компании.

На внутренних перевозках, впрочем, все эти события отразятся не сильно, считают эксперты. Однако способность ОАО «РЖД» привлекать в дальнейшем иностранные инвестиции сократится. Холдингу за поддержкой все чаще придется обращаться к государству. Или настаивать на повышении тарифов. Но, скорее всего, будет найдет некий компромиссный вариант, полагают участники рынка.

Вопрос репутации…

Тем не менее вопрос с евробондами, как ни крути, бьет по финансовой репутации ОАО «РЖД». Эхом могут отозваться и другие последствия. Не исключено, что в международной деятельности железнодорожного холдинга повеет похолоданием.

Первые ласточки на эту тему уже появились. В частности, сообщалось о паузах во взаимодействии с Финскими железными дорогами.
Объявлено о закрытии представительств железных дорог Литвы в России и Белоруссии, поскольку в нынешней ситуации больше не действуют возможности по налаживанию дальнейшего сотрудничества и поиску новых партнеров по бизнесу – так объяснил свое решение генеральный директор Lietuvos geležinkeliai Эгидиюс Лазаускас.

Правда, процесс ликвидации представительств займет около полугода. Однако сам по себе процесс указывает на риски в дальнейшем сворачивания проектов развития железнодорожного транзита в страны ЕС.

В таком случае возникают дополнительные риски для транзита грузов по РЖД. Однако как все сложится в итоге, эксперты комментировать на данный момент не берутся.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions