+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2022 11:01:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

БАМ: грузовая база расширяется, пропускная способность пока ограниченна

Во время Восточного экономического форума подписано несколько соглашений, реализация которых обещает дополнительную загрузку Восточного полигона.

Уголь, руда, зерно

В частности, на ВЭФ состоялась церемония запуска угольного разреза «Сыллахский», расположенного на границе Амурской области и Якутии с примыканием к ст. Талума. Правда, первый объем угля здесь планируется добыть в IV квартале 2022 года. Инвестиции в горнодобывающий комплекс, который создает компания «АнтрацитИнвестПроект», оцениваются в 25 млрд руб.

В дальнейшем, как ожидается, разрез выйдет на проектные параметры с объемом добычи порядка 6,5 млн т. Угольная продукция пойдет как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны Азии.

Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, АО «Байкало-Амурская горнорудная корпорация» и Союз китайских предпринимателей в России заключили соглашение о сотрудничестве по поставкам титаномагниевого и ильменитового концентратов с Олекминского горно-обогатительного комбината в Амурской области.
Фактически речь идет о расконсервации месторождения цветной руды. Ранее выпускаемый здесь концентрат шел на экспорт, в частности, через железнодорожный погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР). Однако несколько лет назад падение мировых цен на металлургическое сырье сделало невыгодным производство на этом руднике.

Теперь конъюнктура становится более благоприятной, о чем свидетельствует интерес китайской стороны. В 2022–2023 гг. планируется произвести и отгрузить на ст. Олекма около 1,5 млн т продукции.

Кроме того, 6 сентября состоялась церемония открытия Забайкальского зернового терминала (входит в группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор») ежегодной пропускной способностью до 8 млн т. Сельхозпродукция сюда будет направляться из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, что также повлияет на загрузку инфраструктуры дорог Восточного полигона.

При этом компании, реализующие в ДФО проекты, подтверждают свои прежние намерения. Так, в 2023 году начнет экспортировать продукцию «Удоканская медь», сообщил председатель совета директоров, генеральный директор USM Еркожа Акылбек.

Месторождение расположено в 30 км от ст. Новая Чара. «Мы изначально разрабатывали этот проект в расчете на экспорт в страны АТР, в первую очередь в Китай, который является крупнейшим потребителем меди в мире – более 50%», – сказал Е. Акылбек.

На первом этапе перевозки составят 600 тыс. т, в дальнейшем будут варьироваться в пределах 1,2–1,5 млн т ежегодно. В то же время дефицит провозных мощностей Восточного полигона, отмечает Е. Акылбек, согласно данным Минвостокразвития, увеличится вдвое по отношению к заявкам грузоотправителей в течение ближайших лет. «Это большая проблема, надеюсь, государство и транспортные компании будут работать над этим», – резюмировал генеральный директор USM.

Восточный полигон отработает

Нельзя сказать, что развитие БАМа и Транссиба не претерпело существенных изменений за последний период. За счет модернизации в рамках I этапа развития Восточного полигона с 2013 по 2021 год пропускная способность заметно выросла на большинстве направлений Байкало-Амурской магистрали. Это линия Хани – Тында (произошел рост с 11 пар до 23 пар грузовых поездов в сутки), Штурм – Тында (с 11 до 20), Тында – Верхнезейск (с 12 до 18), Улак – Февральск (с 13 до 17), Февральск – Новый Ургал (с 11 до 18), Новый Ургал – Постышево (с 12 до 22), Постышево – Комсомольск (с 12 до 20), Комсомольск – Ванино (с 18 до 27). Реализация II этапа (до в 2025 г.) должна еще увеличить пропускную способность грузонапряженных участков – в зависимости от того или иного направления она возрастет на 16–46%. В целом в адрес портов и погранпереходов ДФО экспорт должен возрасти до 180 млн т.

Программа III этапа развития находятся в стадии проработки. На ВЭФ-2022 говорилось о необходимости ориентироваться на экспортные перевозки объемом более 300 млн т ежегодно. РЖД, как известно, ориентируются на другие цифры.

Основанием для развития инфраструктуры является перспективная грузовая база, сценарии которой проработаны АО «Институт экономического развития транспорта». Одним из них предусмотрено увеличение грузовых перевозок к 2030 году до 210 млн т ежегодно. К 2035-му грузопоток, согласно прогнозу ИЭРТ, может достигнуть 240 млн т. Некоторые представители региональных властей, грузоотправители и стивидоры уверены, что этого явно недостаточно.

По различным оценкам, страна недополучает от нерасширения Восточного полигона порядка 2 трлн руб. в год, говорит первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Павел Бруссер.

По его мнению, развитие БАМа и Транссиба экономически особенно выгодно в новых геополитических реалиях. «Проект окупается и обслуживает частные и государственные инвестиции на приемлемом сроке. Этот проект, по различным оценкам, приносит в бюджеты разных уровней порядка 714 млрд руб. и создает более 150 тыс. рабочих мест на горизонте 5–10 лет. Этих цифр достаточно, чтобы согласиться, что этот проект выгоден, в то время когда мы вынуждены заниматься переориентацией с запада на восток определенных групп товаров», – заключил П. Бруссер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions