+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2021 17:00:10
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Игры в цифровых песочницах с беспилотными машинами

В Минтрансе недавно анонсировали проект запуска беспилотных грузовиков между Москвой и Санкт-Петербургом в 2022 году, а в 2030-м – между Европой и Азией. Информация об этом опубликована на официальном портале Минтранса. В проекте будут участвовать КамАЗ, «Почта России», ВТБ, а также X5 Group.
По мнению авторов проекта, автономные перевозки снизят количество ДТП на 8%, увеличат скорость доставки грузов на 150% и снизят на 15% их стоимость. За масштабные коммерческие проекты в Минтрансе России планируют взяться после проведения тестового режима в 2024 году на трассе М-11. А далее еще грандиознее: речь идет об участках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Таким образом, до 2030 года около 20 тыс. км федеральных автодорог станут основой беспилотных логистических коридоров.

Проект соответствующего постановления на рассмотрение правительства планируется внести аж в конце 2021 года, чтобы он попал в список стратегических инициатив, направленных на цифровую трансформацию транспортной отрасли.

Стратегические инициативы

Российская средняя полоса известна своими туманами. К ним и в Москве, и в Северной столице России даже привыкли. Ездить в тумане по автотрассам не привыкать. И разглядеть детали, скрытые в тумане, которым окружены новые инвестпроекты, тоже своего рода умение выработалось. К слову, движение беспилотников по М-11 обещали открыть в 2019 году, потом в 2020-м, а теперь проект вновь перенесен. Конечно, удобно объяснить сдвиг сроков пандемией. Но как раз беспилотное движение – самое, на мой взгляд, «бесковидное» средство передвижения.

Но теперь уже наверняка, обещают чиновники... И здесь сразу возникает вопрос, который захотелось прояснить: почему проект запускает Минтранс, а не частные грузовые компании? Среди участников они, правда, фигурируют. Но где-то на втором плане – это «Деловые линии» и X5 Group. А в первых рядах выделяются Volvo и структуры с государственным участием – «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», «СберАвтоТех».

Правда, к ним присоседился еще и КамАЗ. Оно и понятно: его пилотные проекты беспилотных грузовиков постоянно пиарятся. Правда, их вывод в коммерческое русло откладывается. Так что позиция КамАЗа выглядит весьма туманной: российский автоконцерн все время что-то тестирует, а потом в очередной раз его представители добавляют сакраментально – дескать, беспилотные машины следует ждать «в ближайшее время». Однако когда именно – не уточняется. Как вариант – появляется известие о том, что испытывается программное обеспечение автомобиля, инженерами научно-технического центра компании вносятся изменения, – в общем, «машина дорабатывается».

С неменьшим успехом грузовые автомобили без водителей тестируют студенты МАДИ. Как знать, может, и они выведут свои беспилотники на дороги общего пользования наряду с отечественным автогигантом.

Пока известно, что КамАЗ выполнил тесты своего беспилотника на шахте «Листвяжная» в Кузбассе, затем провел вереницу автономных машин в условиях Арктики (правда, тут беспилотники следовали ведомыми за грузовиком, в котором все-таки присутствовал водитель). Также стало известно, что автопроизводитель запатентовал свой электрический безкабинный грузовик. Последние детище КамАЗа – автономная платформа «Одиссей», которую намечено использовать для перевозок комплектующих для собираемых на самом заводе машин. С другими заказчиками – туговато.

А вот у Volvo первый частный заказчик уже есть в наличии. Беспилотные платформы (тягачи без кабины водителя Volvo Trucks – Vera) перевозят грузы в Гетеборге по дорогам общего пользования. Точнее, организованы шаттлы с контейнерами между логистическим центром и погрузочной площадкой морского порта Гетеборга. Это совместный проект Volvo и транспортной компании DFDS.

Правда, если присмотреться к проекту повнимательнее, и здесь кое-какие детали искусно скрыты от глаз обывателей в тумане, который надо разгонять ветром здравого смыла. Суть в том, что платформа Vera со скоростью 40 км/ч двигается только по заранее прописанным маршрутам, в состав которых входит лишь небольшой отрезок пути с выездом на дорогу общего пользования. Тем не менее все автомобили в транспортной компании объединены в единую сеть, подключены к облачному сервису и контролируются операторами удаленно. Искусственный интеллект все-таки не сам по себе машины водит.

К тому же в Европе, как видим, частный бизнес вкладывается не только в привлечение парка беспилотников, но и в инфраструктуру для них. Цель тестов в данном случае – не апробировать какие-то системы, а добиться обеспечения «постоянного и непрерывного потока» грузоперевозок.

Про чудо-машины и семь особых схем для инноваций

Так что, судя по всему, на российскую М-11 первыми выедут беспилотные грузовики Volvo. Возможно, правда, что концепт уже проработан более тщательно, но детали скрываются, поскольку КамАЗ разрабатывает и бронегрузовики для спецназа с беспилотными системами. Так что можно надеяться, что к указанному российскими чиновниками периоду и отечественный производитель явит чудо – выведет на М-11 свой шедевр. Но пока что объявленные пилотные гражданские проекты позиционируются, если вникнуть в их детали, скорее, для челночных перевозок по заданным маршрутам. О том, насколько они приспособлены к поездкам по дорогам общего пользования, сообщается как-то туманно.

Для этого, к месту будь сказано, к чудо-машине следовало бы добавить не менее чудесную правовую базу. Чтобы было четко в законе прописано, как именно на той же М-11 надлежит обеспечить безопасность движения. Кто будет отвечать за ДТП на автодороге общего пользования, если кому-то не повезет столкнуться с беспилотником. Вопрос простой, но ответ на него – по-прежнему в тумане, как и то, в какой стадии сейчас находятся законотворческие разработки, хотя это, казалось бы, прямая обязанность любого министерства – прежде всего выпускать законодательные акты.

Желание получить из казны деньги понятно. Но вот на что именно их собираются потратить? Тут опять-таки – не очень прозрачно. Приходится догадываться.
Задумано, что на М-11 появятся некие хабы (грузовые терминалы для размещения беспилотников), между которыми и будет организовано движение грузовиков нового поколения. Очевидно, оно будет по выделенной полосе под контролем оператора. Также будет создан центр управления трафиком беспилотников. И выезд таких машин на участки с интенсивным движением в зоне крупных населенных пунктов не предполагается. При таком раскладе ясно ведь, что беспилотники, в отличие от прочих транспортных средств, в пробках стоять не станут. Поэтому и неудивительно, что их скорость доставки грузов увеличится – чуть ли не в 1,5 раза (если верить планам).
Иными словами, государство выделит средства на обустройство инфраструктуры беспилотников. На ней сначала опробуют почти готовые платформы Volvo. А потом произойдет импортозамещение. И появятся КамАЗы.

Каким же образом собираются провести такую затею на практике? Тут как раз все очень понятно: путем попадания в список нацпроектов со специальным правовым режимом для апробации новых технологий. В этом случае казенные средства позволят в определенных границах – территориальных, временных или для отдельных организаций – проверить технологии, чтобы потом безопасно распространить их на всю страну. Подобные схемы уже окрестили цифровыми песочницами. В них и будут играть с беспилотными машинами.

Сервис грузовых перевозок с использованием беспилотных большегрузных дронов уже внесен с января 2021 года в семь проектов цифровых песочниц. Среди них есть к транспортной сфере отнесено также беспилотное такси. В июле текущего года уже сообщалось о том, что беспилотные такси «Яндекса» появятся на дорогах Москвы уже в 2021 году. Но пока что год уже на исходе, а ничего подобного не видно…

Ну вот: только вроде бы вышли из тумана, как снова дымкой перспективу затянуло. Идеи-то есть хорошие. О том, что на дорогах благодаря беспилотникам будет меньше ДТП, не будет отклонений от маршрутов, посылки и письма та же «Почта России» сможет доставлять быстрее, безопаснее и качественнее. Но чем ближе к их практической реализации, тем больше они как-то уходят в непрозрачную пелену.

Пока что письмо из Москвы в Санкт-Петербург может идти до адресата, если его отправить почтой, больше недели. Доедет ли беспилотное колесо из Петербурга в Москву в 2024 году? Неизвестно. Лишь бы не застряло в своей цифровой песочнице. А там что-нибудь для кого-нибудь да прорисуется.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions