+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.12.2017 09:40:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии в плюсе

Грузооборот портов Латвии за январь – ноябрь 2017 года увеличился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 57,15 млн т. Лидирует Рижский порт с 31,1 млн т, затем следует Вентспилс с 18,5 млн и замыкает тройку Лиепайский порт, переваливший 6 млн т. У всех портов, кроме столичного, отмечается плюсовая динамика.
Согласно данным Министерства сообщений Латвии, в отчетном периоде из общего тоннажа в 57,15 млн т больше всего через латвийские порты перевалено насыпных грузов – 30,98 млн т (+8%). Они, в свою очередь, сформированы в основном углем – 16,56 млн т (+15,9%), минеральными удобрениями – 2,51 млн т (-14,3%), древесной щепой – 1,3 млн т (+14,4%).

Наливных грузов перевалили 15,5 млн т (-15,2%), в том числе нефтепродуктов – 14,77 млн т (-16,1%). Генеральных грузов за 11 месяцев было 10,6 млн т (+7,2%), из них контейнерных – 4,27 млн т (+14,6%), лесоматериалов – 2,9 млн т (-5,4%), накатных – 2,95 млн т (+14,5%).

Латвийским лидером традиционно является Рижский порт, где за 11 месяцев перевалили 31,11 млн т грузов (-6,7%). Грузооборот Вентспилсского порта cоставил 18,52 млн т (+8,6%), Лиепайского – 6,05 млн т (+17,6%).

Уголь российского происхождения и нефтепродукты пока составляют порядка 50% всех грузов в латвийских портах. Весной этого года в Латвии четко обозначилась тенденция снижения российского транзита, и особенно это коснулось нефтепродуктовых грузов, которых стало на 1/3 меньше, чем годом ранее. В отрасли также были волнения относительно транспортировки угля, но в последние месяцы отмечается прирост его перевозок по железной дороге и, соответственно, в портах.

Вентспилсский и Лиепайский порты завершают год в плюсовой динамике. Рижский порт, теряя российские нефтепродуктовые и минеральные грузы, – в отрицательном поле. Согласно прогнозам, Вентспилсский порт подойдет к концу года с 20 млн т грузов против 18,8 млн т в прошлом году, Рижский продолжит падение с 37 млн т в прошлом до 34 млн т в текущем. Маленький, но активный Лиепайский прирастет на 15%, до 6,5 млн т.

Рига потеряла в угле и нефтепродуктах

Крупнейший латвийский порт – Рижский – за 11 месяцев снизил оборот на 6,7%, до 31,11 млн т. Отрицательная динамика объясняется главным образом сокращением обработки нефтепродуктовых грузов, которых стало меньше на 30,5%, до 5,3 млн т. Также на общий объем оказало влияние уменьшение перевалки угля на 5,8%, до 11,02 млн т. Речь идет сокращении транзитных поставок (порядка 680 тыс. т) в адрес столичного порта, которые буквально сотрясли отрасль весной – летом этого года.

В то же время за январь – ноябрь этого года насыпных грузов через порт прошло больше всего – 19,38 млн т (-2%), генеральных было 6,42 млн т (+7,5%), наливных – 5,3 млн т (-30,1%).

Структура грузов выглядит сегодня следующим образом: насыпные составляют 62,3% от всего объема, наливные – 17,1%, генеральные – 20,7%. Структура грузооборота в Риге распределилась так: уголь составляет 35% грузов, нефтепродукты – 16,8%, контейнеры – 12,9%, лесоматериалы – 7,9%. В среднем помесячно в этом году в порту перевалили 2,6–3,2 млн т грузов в зависимости от сезона.

В отделе маркетинга порта отмечают, что в отчетном периоде существенно вырос оборот контейнерных грузов. В прошедшем месяце было перевалено 45,5 тыс. контейнеров, а за 11 месяцев этого года через контейнерные терминалы Рижского порта прошло 410 тыс. ед. TEU, что на 17% больше по сравнению с прошлым годом и уже превышает весь объем контейнеров, переваленных в 2016 году.

Пассажиропоток Рижского порта за 11 месяцев вырос на 45%, до 770 тыс. человек. Прирост связан с возвращением второго парома Tallink на линию Рига – Стокгольм. Однако также значительно увеличилось количество круизных пассажиров. В 2017 году на круизных судах Ригу посетило 85 тыс. туристов (+23%).

В ноябре в Рижском порту перевалили более 3 млн т различных грузов. Положительные показатели главным образом связаны с увеличением оборота контейнерных грузов, угля, зерновых продуктов и древесных гранул.

Вентспилс растет в сегменте насыпных

Грузооборот второго по тоннажу Вентспилсского порта за 11 месяцев составил 18,5 млн т, что на 1,5 млн т, или 9% больше, чем за соответствующий период 2016 года. Больше всего за год увеличился объем перевалки угля и грузов, перевозимых паромами.

Так, 1/3 грузов порта составили насыпные – их обработали 6,44 млн т (+47%), в том числе угля – 4,44 млн т (+0,6%), минеральных удобрений – 177,4 тыс. т. (-37%). Половину от общего тоннажа занимают наливные грузы – 9,75 млн т (-6,1%), из них нефтепродукты – 9,2 млн т (-6,6%). Генеральных перевалили 2,32 млн т (+1,3%), в том числе накатных грузов было 1,96 млн т (+4,1%).

Продолжает увеличиваться количество грузов и пассажиров, перевозимых паромами Stena Line. Паромной линией Вентспилс – Нюнесхамн за 11 месяцев воспользовались 39,034 тыс. пассажиров (+26%), а накатных грузов перевезено 297 тыс. т, или на 18% больше.

В администрации Вентспилсского порта отметили, что большинство терминалов порта за год увеличили объем перевалки грузов, но на отдельных наблюдается длительный спад. Наименее загруженным терминалом остается АО «Калия паркс» который за январь – ноябрь перевалил 188 тыс. т грузов, что составляет всего 3% от его мощности.

Среди инвестиционных проектов порта на ближайшие годы значимы обновление и перестройка Северного и Южного молов, береговых укреплений общей стоимостью свыше €18 млн. Также до 2022 года будут реновированы подъездные пути к терминалам и индустриальным зонам, расположенным на территории порта, стоимостью около €19,9 млн. Почти 85% средств составит софинансирование европейского фонда Кохезии.

Лиепая в ожидании зерна

Грузоформирующие потоки Лиепайского порта по-прежнему состоят главным образом из зерна и продуктов из него, нишевых нефтепродуктов и отчасти из накатных грузов. Так, грузооборот порта за январь – ноябрь составил 6,05 млн т (+17,6%). Обработка наливных выросла на 29%, до 436 тыс. т, из них нефтепродуктов (вакуумного газойля и базовых масел) было 347 тыс. т (+45%). Генеральных грузов в отчетном периоде перевалили больше на 24,9%, до 1,14 млн т.

Несмотря на снижение перевалки зерна на 14,6%, до 2,27 млн т в связи с неблагоприятными для их погрузки летом – осенью погодными условиями, это тем не менее 1/3 грузов порта. По словам заведующего отделом маркетинга и инвестиций управления Лиепайской специальной экономической зоны Иво Колиньша, стивидоры планируют погрузку зерна и продуктов из него в предстоящее время. Уже в ноябре на суда удалось перегрузить 409 тыс. т, а в октябре из-за дождей – всего 212 тыс.т, в сентябре – 260 тыс. т.

Подводя итоги года, в порту прогнозируется прирост в 15%, до 6,5 млн т против 5,7 млн т в прошлом году.

Год без критических перемен

Оценивая перспективы, портовики Вентспилса отмечают, что в 2018 году в их гавани не планируется существенного снижения перевалки нефтеналивных и угольных грузов: к обработке запланировано 10,5 млн т нефтепродуктов и 4,5 млн т угля. То есть объемы сохранятся примерно на том же уровне, что и в этом году. Если и произойдут сокращения в секторе наливных грузов в портах Латвии, то в большей степени скажется влияние рыночных факторов и доктрины развития российских портов и в меньшей степени – последствия санкций.

Следующий год в целом ожидается более спокойным на события, он должен быть, так сказать, менее революционным, чем 2017 год, когда с весны со стороны ОАО «РЖД» периодически не подтверждались объемы различных грузов к отправке. Предварительные прогнозы стивидоров Латвии на 2018 год также свидетельствуют о том, что грузов будет достаточно, и, похоже, работы не убавится.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions