+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2020 17:19:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии потеряли 12,6 млн т за январь – август

Порты Латвии потеряли треть грузов за январь – август этого года. Основные минусы фиксируются в объемах российского транзита угля, нефтепродуктов и минеральных удобрений. Немного портит статистику местная номенклатура – сезон зерновых начался недавно, потому и цифры в целом пока минусовые. Контейнерные грузы идут с небольшим спадом, накатные и пассажирские перевозки проседают сильнее из-за ограничений на паромные перевозки в связи с распространением коронавируса весной-летом. А вот древесные материалы и щепа – грузы с растущей динамикой, ставшие новым фаворитом местных портов.
Минусовая динамика в крупнейших латвийских портах в промежуточных итогах года, а также почти по всей номенклатуре в отчетном периоде – уже довольно старый локальный тренд. Спады становятся больше или иногда немного выравниваются, но в целом кривые в таблицах стремятся вниз. По данным Министерства сообщений Латвии, за январь – август 2020-го Вентспилсский, Рижский и Лиепайский порты совокупно перевалили 29,74 млн т, что на 29,7% меньше, чем за соответствующий период годом ранее.

Более всего снижение заметно в обработке насыпных – всего в портах переработано 13,72 млн т (-42,6%). В этом сегменте картину портит главным образом тоннаж угля, объемы которого из России сокращаются все активнее. Через два терминала в Риге и два в Вентспилсе за 8 месяцев всего перевалили 2,82 млн т угля (-77,3%). Это, конечно, рекордное на данный момент проседание в целом. В отрицательном поле также обработка зерна и продуктов из него – 2,96 млн т (-4,2%), минеральных удобрений – 1,35 млн т (-15,9%). А вот щепы местного и белорусского происхождения, направляемой через рижские, лиепайские терминалы в основном в Скандинавию, становится все больше – рост на 9,8%, до 1,36 млн т.

Наливных грузов за 8 месяцев перевалено 8,08 млн т (-15,8%). Большую их часть составили нефтепродукты – 7,65 млн т (-15,1%), которые поступают на терминалы Риги и Лиепаи по железной дороге, а до Вентспилса белорусское дизтопливо еще транспортируется по трубопроводу. В Рижском порту в отчетном периоде «осело» 1,8 млн т различных нефтепродуктов (-24,6%), в Вентспилсском – 5,5 млн т (-12,8%). В Лиепае также есть наливные, но они являются нишевыми, то есть достаточно специфическими, как, например, вакуумный газойль, мазут.

Перевалка генеральных объемов в Латвии в этом году составила 7,92 млн т (-9,9%), в том числе грузов в контейнерах перевалено 3,08 млн т (-5,8%), контейнеров – 302 831 тыс. TEU (-3,5%), лесоматериалов – 2,5 млн т (-16,7%), грузов ro-ro – 2,01 млн т (-10,4%). Как видим, ожидаемого 30%-ного падения в обработке контейнеров, как прогнозировали весной участники рынка, пока не случилось.

Как обычно, по грузообороту лидировал Рижский порт – 15,81 млн т (-26%), на второй позиции – Вентспилсский порт с 8,77 млн т (-41,5%), на третьей строчке – Лиепайский порт с 4 млн т (-14%).

Грузооборот Рижского порта за январь – август 2020 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 15,81 млн т. Тоннаж упал на 5,55 млн т, если сравнивать с итогами прошлого года. Помимо оттока российских транзитных грузов, снижения цен и спроса на ряд бывших в тренде позиций, на объемы порта оказывает влияние последствия коронавируса. Паромный бизнес в период марта-июня буквально встал, и в итоге сейчас фиксируется большое снижение в транспортировке накатных грузов, пассажиропотока. Судоходная компания Tallink сейчас планирует провести переговоры с администрацией Рижского порта на предмет понижения тарифов для них.

В Риге отмечается плюсовая динамика в сегменте зерновых в связи с началом сезона сбора урожая в августе. В росте также обработка древесной щепы белорусского происхождения. Обвал контейнерного оборота не случился, хотя участники рынка в мае – июне предрекали последующее в конце лета снижение в контейнерном секторе на треть.

Насыпных грузов в отчетном периоде обработали на 32,1% меньше – 9,08 млн т. В том числе зерна и продуктов из него – 1,29 млн т (+9%), минеральных удобрений – 1,03 млн т (-13,7%), угля – 2,27 млн т (-65,7%), древесной щепы – 788 тыс. т (+15,7%). Генеральных грузов в Риге за 8 месяцев перевалили 4,86 млн т (-12%), грузов в контейнерах – 3,03 млн т (-6,3%), контейнеров – 300 234 тыс. TEU (-3,6%), накатных – 129,5 тыс. т (-63,6%), древесины – 1,42 млн т (-16,5%), металлов и лома – 202 тыс. т (+0,4%). Наливных грузов за январь – август обработали 1,87 млн т (-23,6%), из них нефтепродуктов – 1,82 млн т (-24,6%).
Грузооборот второго по величине латвийского порта Вентспилс за январь – август сократился на 41,5%, до 8,7 млн т. Основная причина такого проседания кроется в потерях угольных объемов, минеральных удобрений и части налива.

Так, объем перевалки нефтепродуктов снизился на 12,8%, до 5,5 млн т, угля – на 93,4%, до 325 тыс. т, зерна – на 59,1%, до 122 тыс. т, аммиака – на 48%, до 143 тыс. т. Контейнерооборот порта составил 185 TEU (-14,4%), накатных грузов – 56832 ед. Пассажиропоток сократился 39%, до 99 984 тыс. человек.

Несмотря на минусовую динамику (-14%, до 4 млн т), данные Лиепайского порта не воспринимаются критичными, сказал ИА РЖД-Партнер.ру заместитель главы администрации Лиепайской свободной экономической зоны Улдис Хмелевскис.

Поскольку грузоформирующая база порта состоит из большого ассортимента зерна и зерновых, весьма специфических нишевых нефтеналивных продуктов, отдельных подвидов химических и прочих наливных и генеральных грузов, то стивидоры порта не засвидетельствовали резких и особо больших потерь, отметил спикер.

«Если посмотреть на статистику Рижского порта, в котором падение за 8 месяцев составило 26%, до 15,18 млн т, и Вентспилсского со снижением на 41%, до 8,77 млн т, то в Лиепае проседание совсем небольшое», – сказал У. Хмелевскис.

В отчетном периоде более всего перевалено насыпных грузов – 2,83 млн т (-19,7%), и это 79% всех грузов. В том числе зерна и продуктов из него – 1,53 млн т (-4,8%), антрацитового угля – 227,7 тыс. т, строительных материалов – 493,1 тыс. т (-18,7%), щепы – 153 тыс. т (-20,7%), химических грузов – 105 тыс. т (+29,8%).

Наливных потоков за 8 месяцев обработали 412,4 тыс. т (+18,9%), из них нишевых нефтепродуктов – 316,6 тыс. т (+15,1%), дизельного топлива – 3,1 тыс. т (-82,6%).

Генеральных грузов перевалили 758,6 тыс. т (-2,8%). Из них накатных – 476 тыс. т (+7,6%), древесины – 206,4 тыс. т (-23,6%), контейнеров 2,411 тыс. TEU (+17%). Наличие парома, который отправляется 5 раз в неделю из Лиепаи до немецкого порта Травемюнде, позволяет расти оборотам в обработке контейнеров и накатных грузов с/без водителя.

Пассажиропоток в январе – августе сократился на 21%, до 20,994 тыс. человек.

Число судозаходов упало на 4%, до 1,081 тыс. ед.

На работу всех портов региона сейчас влияет масса экономических, политических и рыночных факторов. «В наших руках предоставление качественного сервиса, скорость обработки и приема грузов, их хранение, поэтому основной упор в настоящий момент делается на развитие портовых услуг», – сказал У. Хмелевскис.

Отлаженный сервис и качество услуг на самом деле считаются козырем латвийцев. В условиях высокой конкуренции и политически сформированных преференций российские грузовладельцы подчас предпочитают работать в Латвии. Участники рынка, по данным РЖД-Партнера, полагают, что доля российских грузов здесь будет присутствовать всегда. Равно как и часть белорусских нефтепродуктов и минеральных удобрений в Клайпедском порту, независимо от решения высших инстанций.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions