+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2020 09:44:15
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии на фоне эпидемии снизили обороты на треть

Данные портов Латвии за I квартал 2020 года говорят об отрицательной динамике в их работе, вызванной диверсификацией российских транзитных потоков, конъюнктурой рынков из-за теплой зимы и низких цен, параллельно оказавшись в зоне обвала экономики.
Мартовский кризис в связи с распространением коронавируса стал некоей, пусть и временной, но дополнительной каплей. Чрезвычайное положение в Латвии ввели 13 марта и недавно продлили до 12 мая. Рынок замер. Маркером здоровой экономики и активности обычно является контейнерооборот. Латвийские предприниматели еще в январе – феврале 2020-го столкнулись с задержками поставок контейнеров с товарами из Китая. По мнению представителя одной из крупнейших в Рижском порту судовой линии, в апреле – мае спад контейнерооборота ожидается в объеме 30% с учетом средней обработки около 38–40 тыс. TEU в месяц.

В то же время наметилась и новая тенденция: в Латвии растет обработка зерновых и древесных материалов. Перевалка зерна и лесоматериалов в латвийских портах увеличивается постепенно с прошлого года. Хотя объемы в целом небольшие, но тренд этот актуален. Как и отток российских транзитных нефтепродуктов, угля, минеральных удобрений. И это понятно, потому что Латвию постепенно покидают большие игроки, такие как латвийская дочка группы ПАО «Уралкалий» SIA Uralkali Trading (по данным на сайте, оборот в Латвии в 2017 г. составил €2 млрд, рынки сбыта – Европа, Азия и Африка). Сокращает присутствие и АО «ОХК Уралхим» – SIA Uralchem Trading (оборот в 2017 г. – €900 млн). Из эстонского порта Мууга и Силламяэ «Акрон» еще в 2018 году начал перевод своей деятельности в порты Северо-Запада России.

В портах Латвии за январь – март этого года грузов было на треть меньше: оборот составил 12,14 млн т (-29,3%). Половина тоннажа приходится на насыпные грузы, по одной части на наливные и генеральные.

Грузооборот Рижского порта уменьшился на 23,9%, до 6,36 млн т, Вентспилсского порта – на 41,7%, до 3,72 млн т, Лиепайского порта – на 16,3%, до 1,58 млн т.

Отметим, что почти по всей номенклатуре в Латвии минусовая динамика. Исключение лишь в перевалке зерна – 1,28 млн т (+6,3%) и щепы – 696,1 тыс. т (+17,7%), которая по большей части уходит в Скандинавию.

В трех портах страны минус в обработке наливных составил 14,2%, до 3,22 млн т, насыпных стало меньше на 41,7%, до 5,79 млн т, генеральных – на 10%, до 3,05 млн т. А вот контейнерооборот за отчетный период упал на 2,7%, до 120, 260 тыс. TEU. В прошлом году в этом же периоде порты обработали 123 тыс. TEU.

Наибольшее (и оно рекордное) проседание во всех портах зафиксировано в перевалке угля – его стало меньше на 74,9%, 1,34 млн т. Поданным источника РЖД-Партнер.ру, в Вентспилсе, например, до конца года не ожидается ни тонны к обработке. Причем специализированный терминал закрытого типа BCT нельзя переформатировать под другие грузы, в отличие от VTO.

Латвийский лидер  в Риге

По грузообороту Рижский порт по-прежнему первый в стране и второй в регионе: за 3 месяца в столице перевалили 6 млн т (-23,9%). А балтийским лидером стала Клайпеда с оборотом в 11,31 млн т (-6,4% к уровню января – марта 2019 г.). На третьей строчке находится Таллинский порт с 4,81 млн т (+2%).

Так, грузооборот Рижского порта в январе – марте 2020 года сократился на 23,9% по сравнению с январем – мартом 2019-го, до 6,36 млн т. За квартал недополучено 1,99 млн т различных грузов. Минусовая динамика затрагивает практически всю номенклатуру грузов. Наибольшие потери наблюдаются в перевалке угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений.

В то же время есть рост в обработке зерна, щепы, древесины и металлов. Всего в январе – марте через терминалы порта перевалено насыпных 3,78 млн т (-28,3%), генеральных – 1,83 млн т (-12,9%) и наливных – 739,5 тыс. т грузов (-23,5%).

В I квартале угля перевалено 1,02 млн т (-64,9%), зерна – 583,8 тыс. т (+65,1%), минеральных удобрений – 376,1 тыс. т (-14,3%), древесной щепы – 372 тыс. т (+60,6%), древесины – 127 тыс. т (+90,7%).

В сегменте генеральных больше всего обработали грузов в контейнерах – 1,16 млн т (-6%), контейнеров – 119,335 тыс. TEU (-2,9%). Из наливных грузов наибольшая доля у нефтепродуктов – 727,3 тыс. т (-24,2%).

Пассажиропоток за 3 месяца сократился на 22,3%, до 109,656 тыс. человек.

В Риге среди новых трендов отдельно стоит отметить обработку зерновых и древесных материалов. В I квартале года экспортировано 583,8 тыс. т зерна и зерновых продуктов (+65,1%), и весь объем является латвийским продуктом, который отправился в Нигерию (половина всего тоннажа), Турцию, Южную Африку, Судан, Ливан, Египет и порты европейских стран. Но есть нюанс: в прошлом году в январе – марте через терминалы Риги отправили всего 353,6 тыс. т зерновых, поэтому и прирост сегодня выглядит более чем достойно.

На лесоматериалы в I квартале в Рижском порту пришлось 24% всего грузового портфеля. В этом году значительно увеличился объем отгрузки из порта гранул (+9,4%), щепы (+30,4%) и пиломатериалов (+90,7%). В то же время в связи со снижением спроса экспорт леса-кругляка сократился на 27,9%. Большая часть традиционного рынка сбыта – Великобритания (37% от общего объема), Швеция и Дания.

В Вентспилсе нехватка почти половины грузов

Грузооборот Вентспилсского порта за январь – март 2020 года снизился на 41,7% по сравнению с январем – мартом 2019-го, до 3,72 млн т. Как сообщили РЖД-Партнер.ру в администрации, основная причина минусовой динамики кроется в оттоке российских угольных и нефтепродуктовых грузов с латвийского рынка, а также в общем спаде мировой экономики, которая тянет собой по принципу домино снижение спроса практически на всю продукцию.

В I квартале года на терминалах перевалено 2,36 млн т наливных (-14,1%), 703 тыс. т насыпных (-76%) и 653 тыс. т генеральных грузов (-0,2%).

В отчетном периоде грузов стало меньше на 2,66 млн т. Снижение обработки угля достигло максимального значения – меньше на 1,76 млн т по сравнению с тремя месяцами 2019-года. За январь – март 2020 –го терминалы порта перевалили всего 245 тыс. т угля (-88%).

Обработка нефтепродуктов сократилась до 2,26 млн (-12%), или меньше на 296 тыс. т.

Перевалка зерновых упала на 75%, до 44 тыс. т, минеральных удобрений на 43%, до 100 тыс. т, химических грузов – на 12%, до 36 тыс. т, пальмового масла – на 81%, до 7 тыс. т.

Серьезное уменьшение грузов зафиксировано по всей номенклатуре за исключением щепы (+49%, до 79 тыс. т), древесины (+29%, до 117 тыс. т) и древесных паллет (+35%, до 58 тыс. т).

Число судозаходов составило 354 единиц (-18%), или на 79 судов меньше.

В Лиепае рост в генеральном и наливном сегменте

Грузооборот Лиепайского порта за I квартал 2020 года сократился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 1,58 млн т. В самом маленьком латвийском порту продолжается динамика первых 2 месяцев года: фиксируется общее сокращение на фоне роста нишевых наливных (ВГО, мазут, битум) и генеральных грузов. Небольшое снижение в перевалке традиционных для порта зерновых вызвано неблагоприятными погодными условиями (чрезмерные осадки и ветры).

Насыпные грузы (68% от общего объема) составили 1,074 млн т (-27,3%), в том числе зерновые – 636,8 тыс. т (-5,5%), антрацитовый уголь – 71,7 тыс. т (-83%), химические грузы – 54,9 тыс. т (+46,3%), строительные материалы – 183,5 тыс. т (-5,4%).

Наливных (11% от общего объема) за 3 месяца обработали 179,1 тыс. т (+51,8%), из них нефтепродуктов – 139,3 тыс. т (+56,7%).

Генеральных грузов (21% от объема) в Лиепае перевалили 331,3 тыс. т (+11,7%). Накатных грузов было 185,6 тыс. т (+8,8%), древесины – 119,6 тыс. т (+6,1%), контейнеров – 843 TEU (+14%).

За квартал число судозаходов в порт сократилось на 5%, до 412 единиц.

Пассажиропоток за январь – март составил 7,284 тыс. человек (+6%).

Пока глобальная экономика продолжает торможение и ВВП в странах Балтии уменьшилось до 6–8% против планируемых 2% в этом году, остается лишь гадать, по каким сценариям будут развиваться торговые цепочки поставок в перспективе, как изменятся целевые рынки, как Франция и Италия, Тунис и Марокко сформируют спрос, например, на зерновые, которые в Латвии, судя по данным портов, сейчас растут.

Многих волнует вопрос, не введут ли основные игроки ограничения и/или высокие пошлины на экспорт. Кроме того, бизнес зависит и от потребительского спроса, что в условиях потери рабочих мест и сокращений, надо полагать, сейчас совсем не на высоте. Неизвестно, как происходящие на огромных скоростях перемены в целом повлияют на транспортно-логистические рынки, но контейнерные потоки в Европе уже упали предположительно на 20%, авиационный и туристический бизнес ушел в тень.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions