+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2020 09:44:15
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии на фоне эпидемии снизили обороты на треть

Данные портов Латвии за I квартал 2020 года говорят об отрицательной динамике в их работе, вызванной диверсификацией российских транзитных потоков, конъюнктурой рынков из-за теплой зимы и низких цен, параллельно оказавшись в зоне обвала экономики.
Мартовский кризис в связи с распространением коронавируса стал некоей, пусть и временной, но дополнительной каплей. Чрезвычайное положение в Латвии ввели 13 марта и недавно продлили до 12 мая. Рынок замер. Маркером здоровой экономики и активности обычно является контейнерооборот. Латвийские предприниматели еще в январе – феврале 2020-го столкнулись с задержками поставок контейнеров с товарами из Китая. По мнению представителя одной из крупнейших в Рижском порту судовой линии, в апреле – мае спад контейнерооборота ожидается в объеме 30% с учетом средней обработки около 38–40 тыс. TEU в месяц.

В то же время наметилась и новая тенденция: в Латвии растет обработка зерновых и древесных материалов. Перевалка зерна и лесоматериалов в латвийских портах увеличивается постепенно с прошлого года. Хотя объемы в целом небольшие, но тренд этот актуален. Как и отток российских транзитных нефтепродуктов, угля, минеральных удобрений. И это понятно, потому что Латвию постепенно покидают большие игроки, такие как латвийская дочка группы ПАО «Уралкалий» SIA Uralkali Trading (по данным на сайте, оборот в Латвии в 2017 г. составил €2 млрд, рынки сбыта – Европа, Азия и Африка). Сокращает присутствие и АО «ОХК Уралхим» – SIA Uralchem Trading (оборот в 2017 г. – €900 млн). Из эстонского порта Мууга и Силламяэ «Акрон» еще в 2018 году начал перевод своей деятельности в порты Северо-Запада России.

В портах Латвии за январь – март этого года грузов было на треть меньше: оборот составил 12,14 млн т (-29,3%). Половина тоннажа приходится на насыпные грузы, по одной части на наливные и генеральные.

Грузооборот Рижского порта уменьшился на 23,9%, до 6,36 млн т, Вентспилсского порта – на 41,7%, до 3,72 млн т, Лиепайского порта – на 16,3%, до 1,58 млн т.

Отметим, что почти по всей номенклатуре в Латвии минусовая динамика. Исключение лишь в перевалке зерна – 1,28 млн т (+6,3%) и щепы – 696,1 тыс. т (+17,7%), которая по большей части уходит в Скандинавию.

В трех портах страны минус в обработке наливных составил 14,2%, до 3,22 млн т, насыпных стало меньше на 41,7%, до 5,79 млн т, генеральных – на 10%, до 3,05 млн т. А вот контейнерооборот за отчетный период упал на 2,7%, до 120, 260 тыс. TEU. В прошлом году в этом же периоде порты обработали 123 тыс. TEU.

Наибольшее (и оно рекордное) проседание во всех портах зафиксировано в перевалке угля – его стало меньше на 74,9%, 1,34 млн т. Поданным источника РЖД-Партнер.ру, в Вентспилсе, например, до конца года не ожидается ни тонны к обработке. Причем специализированный терминал закрытого типа BCT нельзя переформатировать под другие грузы, в отличие от VTO.

Латвийский лидер  в Риге

По грузообороту Рижский порт по-прежнему первый в стране и второй в регионе: за 3 месяца в столице перевалили 6 млн т (-23,9%). А балтийским лидером стала Клайпеда с оборотом в 11,31 млн т (-6,4% к уровню января – марта 2019 г.). На третьей строчке находится Таллинский порт с 4,81 млн т (+2%).

Так, грузооборот Рижского порта в январе – марте 2020 года сократился на 23,9% по сравнению с январем – мартом 2019-го, до 6,36 млн т. За квартал недополучено 1,99 млн т различных грузов. Минусовая динамика затрагивает практически всю номенклатуру грузов. Наибольшие потери наблюдаются в перевалке угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений.

В то же время есть рост в обработке зерна, щепы, древесины и металлов. Всего в январе – марте через терминалы порта перевалено насыпных 3,78 млн т (-28,3%), генеральных – 1,83 млн т (-12,9%) и наливных – 739,5 тыс. т грузов (-23,5%).

В I квартале угля перевалено 1,02 млн т (-64,9%), зерна – 583,8 тыс. т (+65,1%), минеральных удобрений – 376,1 тыс. т (-14,3%), древесной щепы – 372 тыс. т (+60,6%), древесины – 127 тыс. т (+90,7%).

В сегменте генеральных больше всего обработали грузов в контейнерах – 1,16 млн т (-6%), контейнеров – 119,335 тыс. TEU (-2,9%). Из наливных грузов наибольшая доля у нефтепродуктов – 727,3 тыс. т (-24,2%).

Пассажиропоток за 3 месяца сократился на 22,3%, до 109,656 тыс. человек.

В Риге среди новых трендов отдельно стоит отметить обработку зерновых и древесных материалов. В I квартале года экспортировано 583,8 тыс. т зерна и зерновых продуктов (+65,1%), и весь объем является латвийским продуктом, который отправился в Нигерию (половина всего тоннажа), Турцию, Южную Африку, Судан, Ливан, Египет и порты европейских стран. Но есть нюанс: в прошлом году в январе – марте через терминалы Риги отправили всего 353,6 тыс. т зерновых, поэтому и прирост сегодня выглядит более чем достойно.

На лесоматериалы в I квартале в Рижском порту пришлось 24% всего грузового портфеля. В этом году значительно увеличился объем отгрузки из порта гранул (+9,4%), щепы (+30,4%) и пиломатериалов (+90,7%). В то же время в связи со снижением спроса экспорт леса-кругляка сократился на 27,9%. Большая часть традиционного рынка сбыта – Великобритания (37% от общего объема), Швеция и Дания.

В Вентспилсе нехватка почти половины грузов

Грузооборот Вентспилсского порта за январь – март 2020 года снизился на 41,7% по сравнению с январем – мартом 2019-го, до 3,72 млн т. Как сообщили РЖД-Партнер.ру в администрации, основная причина минусовой динамики кроется в оттоке российских угольных и нефтепродуктовых грузов с латвийского рынка, а также в общем спаде мировой экономики, которая тянет собой по принципу домино снижение спроса практически на всю продукцию.

В I квартале года на терминалах перевалено 2,36 млн т наливных (-14,1%), 703 тыс. т насыпных (-76%) и 653 тыс. т генеральных грузов (-0,2%).

В отчетном периоде грузов стало меньше на 2,66 млн т. Снижение обработки угля достигло максимального значения – меньше на 1,76 млн т по сравнению с тремя месяцами 2019-года. За январь – март 2020 –го терминалы порта перевалили всего 245 тыс. т угля (-88%).

Обработка нефтепродуктов сократилась до 2,26 млн (-12%), или меньше на 296 тыс. т.

Перевалка зерновых упала на 75%, до 44 тыс. т, минеральных удобрений на 43%, до 100 тыс. т, химических грузов – на 12%, до 36 тыс. т, пальмового масла – на 81%, до 7 тыс. т.

Серьезное уменьшение грузов зафиксировано по всей номенклатуре за исключением щепы (+49%, до 79 тыс. т), древесины (+29%, до 117 тыс. т) и древесных паллет (+35%, до 58 тыс. т).

Число судозаходов составило 354 единиц (-18%), или на 79 судов меньше.

В Лиепае рост в генеральном и наливном сегменте

Грузооборот Лиепайского порта за I квартал 2020 года сократился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 1,58 млн т. В самом маленьком латвийском порту продолжается динамика первых 2 месяцев года: фиксируется общее сокращение на фоне роста нишевых наливных (ВГО, мазут, битум) и генеральных грузов. Небольшое снижение в перевалке традиционных для порта зерновых вызвано неблагоприятными погодными условиями (чрезмерные осадки и ветры).

Насыпные грузы (68% от общего объема) составили 1,074 млн т (-27,3%), в том числе зерновые – 636,8 тыс. т (-5,5%), антрацитовый уголь – 71,7 тыс. т (-83%), химические грузы – 54,9 тыс. т (+46,3%), строительные материалы – 183,5 тыс. т (-5,4%).

Наливных (11% от общего объема) за 3 месяца обработали 179,1 тыс. т (+51,8%), из них нефтепродуктов – 139,3 тыс. т (+56,7%).

Генеральных грузов (21% от объема) в Лиепае перевалили 331,3 тыс. т (+11,7%). Накатных грузов было 185,6 тыс. т (+8,8%), древесины – 119,6 тыс. т (+6,1%), контейнеров – 843 TEU (+14%).

За квартал число судозаходов в порт сократилось на 5%, до 412 единиц.

Пассажиропоток за январь – март составил 7,284 тыс. человек (+6%).

Пока глобальная экономика продолжает торможение и ВВП в странах Балтии уменьшилось до 6–8% против планируемых 2% в этом году, остается лишь гадать, по каким сценариям будут развиваться торговые цепочки поставок в перспективе, как изменятся целевые рынки, как Франция и Италия, Тунис и Марокко сформируют спрос, например, на зерновые, которые в Латвии, судя по данным портов, сейчас растут.

Многих волнует вопрос, не введут ли основные игроки ограничения и/или высокие пошлины на экспорт. Кроме того, бизнес зависит и от потребительского спроса, что в условиях потери рабочих мест и сокращений, надо полагать, сейчас совсем не на высоте. Неизвестно, как происходящие на огромных скоростях перемены в целом повлияют на транспортно-логистические рынки, но контейнерные потоки в Европе уже упали предположительно на 20%, авиационный и туристический бизнес ушел в тень.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions