И снова Дальний Восток
По сути дела, рост объемов перевалки контейнеров в портах Дальневосточного бассейна – дело привычное. За 11 месяцев был продемонстрирован прирост в 12,5%. За аналогичный период прошлого года было перевалено примерно 1,3 млн TEU, в текущем году этот показатель составил более 1,5 млн TEU.
Пожалуй самую активную динамику в перевалке контейнеров показал порт Находка, там в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем вырос практически в 2,5 раза. Также прирост в 11,7% продемонстрировал порт Владивосток. В прошлом году там было перевалено 769 тыс. TEU, в текущем году – 858 тыс. TEU.
В плюсе держится и порт Восточный, к 2017 году прирост составил почти 15%. Всего же в портах Дальневосточного бассейна зафиксирован рост на 12,5%.
Стабильно растут и порты Балтийского бассейна. Главным драйвером здесь является Большой порт Санкт-Петербург, который в прошлом году перевалил 1,7 млн TEU, а в текущем – более 1,9 млн TEU, то есть прирост на 11,3%. В результате по всему бассейну зафиксирована положительная динамика в 11% с чуть более 2 млн TEU по итогам 11 месяцев прошлого года, до 2,2 млн TEU в текущем.
Хорошую динамику показал и Арктический регион. Так, через наши северные порты было перевалено более 145 тыс. TEU против прошлогодних почти 136 тыс. TEU. А это прирост в 7,3%.
С положительной динамикой работают и гавани Азово-Черноморского бассейна. За отчетный период было перевалено 680 тыс. TEU, в прошлом году этот показатель держался на уровне более 665 тыс. TEU. Здесь стабильным лидером является порт Новороссийск, где было перевалено 615 тыс. TEU (+2,1%).
Как и по итогам 10 месяцев, снижение перевалки контейнеров было зафиксировано в портах Каспийского бассейна. В текущем году объем перевалки составил только 1,8 тыс. TEU, что на 13% ниже, чем в прошлом году.
К слову, ранее был озвучен прогноз, что к 2019 году объемы контейнерооборота достигнут пиковых значений 2013-го – 5,4 млн TEU. А к 2021 году общие объемы перевалки контейнеров увеличатся до 6,3 млн TEU за счет развития экспортных направлений химической отрасли, автомобилестроения, металлургии, лесной промышленности и агропромышленного комплекса.
Опять без Балтики
Зато по объему перевалки сухих и наливных грузов порты Каспийского бассейна стабильно демонстрируют рост, за 11 месяцев 2018 года он составил 26,2%. Активность здесь проявили порт Оля с положительной динамикой 76% и морской порт Махачкала, где и вовсе прирост составил 88%. Не совсем удачно отработал порт Астрахань, там было зафиксировано падение в 16,2%.
Также активно прирастают и порты Арктического бассейна, всего там было перевалено более 83 млн т, что обеспечило прирост в 25%. В Мурманском торговом порту было обработано более 55 млн т (+ 19%). По Архангельску прирост составил 19,5%, а в Сабетте зафиксирован рост более чем на 22%.
Дальневосточные порты отработали 11 месяцев с показателем более 184 млн т, к результатам 2017-го увеличение составило 5%. Как всегда, в плюс вышел порт Владивосток, где было перевалено на 24,5% больше, чем в прошлом году. Порт Находка прирос на 2%, а порт Восточный – на 0,5%. К слову, по ранее озвученным прогнозам заместителя министра транспорта, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Юрия Цветкова, перевалка грузов через порты Дальнего Востока к концу 2018 года может составить и 200 млн т. Но год еще не закончен.
В следующем году определенные перспективы можно связывать и с АО «Восточный Порт», ведь с запуском Третьей очереди предприятия планируется выйти на показатели отгрузки угля порядка 40 млн т.
Азово-Черноморские порты обработали более 249 млн т, что обеспечило рост в 2%. Опять же, нельзя не отметить Новороссийский порт, где перевалка составила более 140 млн т, и это +4,8%. Также прирост в 16% зафиксирован по порту Ростов-на-Дону. А по порту Азов положительная динамика отмечена на уровне 40%.
Однако это не значит, что все гавани сработали в плюс. Так, на 11,3% просел порт Кавказ, объемы перевалки порта Севастополь упали на 21,2%, а Керчи – на 19,4%.
Далеко не все порты Балтийского бассейна радуют положительной динамикой. И если Большой порт Санкт-Петербург улучшил показатели 11 месяцев прошлого года на 11,4%, то, к примеру, порт Усть-Луга вместо прошлогодних 94 млн т перевалил 90 млн т и снизил показатели на 3,9%.
Собственно, если высчитать общий показатель по бассейну, то он также не в плюсе. Всего в этом году было перевалено более 224 млн т, в то время как в прошлом году – 225 млн т, в результате хоть и не большое, но сокращение на 0,5%.
В принципе, сегодня предполагается, что общие объемы перевалки грузов через российские порты сохранят положительную динамику. Напомним, что за 11 месяцев текущего года она составила 746 млн т. А грузооборот российских морских портов по итогам 2017-го вырос по сравнению с показателем предыдущего года на 9% и достиг 786,97 млн т.
Изначально прогнозы на 2018 год делались исходя из расчета плюс 5% к 2017-му. В Министерстве транспорта предположили, что скачок может быть после 2020–2021 гг., когда будут вводиться новые мощности. Напомним, что к 2020 же году Минпромторг России ожидает роста грузооборота портов РФ до 884 млн т. Интересно, что в дальнейшей перспективе основу грузопотоков продолжит составлять продукция топливно-энергетического комплекса: сырая нефть, нефтепродукты, уголь и сжиженный газ. Данные номенклатурные позиции составляют порядка 80% в структуре прироста объемов перевалки.
Автор: Александра Можаровская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.