+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.09.2018 10:25:32
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – август 2018 года)

За январь – август 2018 года, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), российские морские торговые порты на 15,1% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 3,4 млн TEU, из них 321,4 тыс. TEU рефконтейнеров (+7,1%). Общий грузооборот морских портов России за 8 месяцев 2018 года увеличился на 3,4% и составил 535,6 млн т. Какие гавани демонстрируют наиболее высокие темпы роста, а какие обрабатывают больший объем грузов? Лидеры все те же, однако динамика меняется.
Контейнерное перераспределение 

Контейнерооборот портов Арктического бассейна увеличился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 4,8%, до 96,8 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,3 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 11,7%. Экспортных контейнеров перевалено более чем в 2 раза меньше, 256 TEU против 602 TEU за 8 месяцев 2017-го. Каботаж вырос на 5,2%, до 95,3 тыс. TEU, а транзит отсутствует. Рефрижераторных контейнеров перевалено 2,1 тыс. TEU (-28,7%).  

По сравнению с январем – августом 2017 года увеличили объемы перевалки порты Эгвекинот – 64,8%, Анадырь – 27,16% и Дудинка – на 22,7%. Однако основной контейнеропоток (31% от всего контейнеропотока Арктического бассейна) проходит через порт Мурманск, стивидоры которого сократили показатели на 2,8%. 

Российские порты Балтики перевалили 1,7 млн TEU (+11,7%). Они прочно удерживают лидерские позиции по объему перевалки контейнеров – в этом бассейне перерабатывается около 50% всех грузов, проходящих через морские порты РФ. Перевалка импортных контейнеров в отчетном периоде выросла на 10,6%, до 840,8 тыс. TEU. Экспортных контейнеров обработано на 12,8% больше, чем годом ранее, или 824,3 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров портами бассейна в январе – августе 2018-го перевалено 192,7 тыс. TEU (+16,2%). Рост обеспечила перевалка рефрижераторных экспортных контейнеров до 33,2 тыс. TEU (+75%). Хотя основная масса обрабатываемых в портах рефов – импортные – 159,5 тыс. TEU (+8,6%). 

Порты Дальневосточного бассейна демонстрируют наиболее высокие темпы роста перевалки – 1,1 тыс. TEU (+11,8%), хотя гавани Балтийского бассейна уже наступают им на пятки – за 8 месяцев 2018-го они показали рост 11,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Перевалка импортных контейнеров здесь за отчетный период составила 334,1 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 12,4%. Экспортных контейнеров перевалено на 13,2% больше, или 319 тыс. TEU. Каботаж составил 372,1 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 10,5%, а транзит – 47,9 тыс. TEU (+9,3%). Рефрижераторных контейнеров перевалено 52,7 тыс. TEU, что ниже 8 месяцев 2017-го на 5,1%.  

За январь – август 2018 года порты Азово-Черноморского бассейна на 6,3% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 530,9 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 263,6 тыс. TEU, что превышает показатель прошлого года на 5,2%, в импортном – 257,1 тыс. TEU (+7,7%). Объем транзита составил 0,9 тыс. TEU. Это  на 38,5% больше, чем было переработано за 8 месяцев 2017 года. Каботаж вырос на 1,1%, до 9,3 тыс. TEU. 

Основной объем переработки контейнеров сконцентрирован в порту Новороссийск – 520,6 тыс. TEU по итогам работы за 8 месяцев 2018 года. Это на 6,4% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Наиболее высокие темпы роста демонстрирует порт Кавказ – 1,03 тыс. TEU (+57%). 

Если в прошлом году порты Каспийского бассейна демонстрировали положительную динамику, то в этом году ситуация начала меняться  в худшую сторону – с начала года падение объемов составило 15,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 1,4 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 520 TEU, что ниже прошлогоднего показателя на 23,9%, в импортном – 518 TEU (-18,6%). Каботаж вырос на 14,6%, до 314 TEU. Можно сказать, что обработкой контейнеров в российской части Каспия сегодня занимаются только стивидоры порта Астрахань. Их результат – 1,4 TEU, что ниже уровня прошлого года на 14,6%.  

Сухогрузы дают оборот 

За 8 месяцев 2018 года российские морские торговые порты увеличили объем перевалки сухогрузов на 8%. В то же время объем переработки наливных грузов остался на уровне прошлого года (-0,1%). Всего же российские гавани за январь – август текущего года перевалили 535,6 млн т грузов, увеличив показатели работы в сравнении с аналогичным периодом 2017-го на 3,4%. 

Наиболее высокую динамику к уровню прошлого года демонстрируют порты Каспия (+36,2%) и Арктики (+10,8%). Порты Каспийского бассейна вопреки прошлогодней отрицательной динамике в текущем году увеличили объем перевалки грузов. Эксперты связывают бурный рост перевалки  с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, а также возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия. Однако темпы роста показателей постепенно снижаются. Так, в январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. За 6 месяцев рост грузооборота портов Каспийского бассейна составил 39,1% к уровню 2017 года. За 7 месяцев нарастили показатели на 38,5% к уровню 2017-го, 8 месяцев прошли с результатом +36,2%, до 1,5 тыс. т.  

Объем перевалки наливных грузов в январе – августе 2018 года увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Что касается сухогрузов, то и они демонстрируют рост по сравнению с прошлым годом – на 7%, до 1,7 тыс. т, и пока составляют большую долю грузов, перерабатываемых на этом направлении. 

Морские торговые порты Арктического бассейна с начала года увеличили объем перевалки  на 10,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 53,9 млн т. Положительную динамику удается наращивать за счет перевалки наливных грузов. С начала года их было перевалено 34,1 млн т, что на 16% выше, чем за январь – август 2017-го. Объем перевалки сухогрузов вырос в сравнении с прошлым годом на 4%, до 19,8 млн т. 

По объему перевалки лидируют порты Юга – 181,2 млн т и российские гавани балтийского бассейна – 162,6 млн т. Так, по итогам 8 месяцев 2018-го порты Азово-Черноморского бассейна перевалили 182,1 млн т, что выше уровня прошлого года на 5,3%.  Южные порты переваливают наибольший объем грузов по сравнению с гаванями других бассейнов, и их показатели постоянно растут. Рост показателей обусловлен увеличением объема перевалки сухогрузов на 11% по сравнению с январем – августом 2017 года. Однако доля перерабатываемых здесь наливных грузов все же больше. За 8 месяцев в портах бассейна было перевалено 80,5 млн т сухогрузов и 101,6 млн т наливных грузов.  Российские порты Балтийского бассейна с начала года сократили объем перевалки на 1,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 162,6 млн т. Продолжает снижаться по сравнению с аналогичными показателями работы в прошлом году объем перевалки нефтеналивных грузов – на 6,1% к уровню 2017-го, до 90,5 млн т. При этом перевалка сухогрузов увеличилась на 6%, до 72,2 млн т. Однако их доля на этом направлении ниже, чем объем наливных грузов, поэтому суммарная динамика все равно оказалась отрицательной.  

Что касается портов Дальнего Востока, то их грузооборот увеличился всего на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до 133,7 млн т. Сухих грузов было обработано на 7% (84,5 млн т) больше, чем в прошлом году. При этом наливные грузы ушли в минус (на 2,2%, до 49,2 млн т).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions