В течение текущего года Северо-Западным таможенным управлением в лице Балтийской таможни совместно с иными заинтересованными лицами – а это, в первую очередь, представители крупных стивидорных компаний, экспедиторы, участники ВЭД, которые осуществляют перемещение товаров через таможенную границу, – ведется работа, направленная на изучение положительных практик, в том числе применяемых и иными государствами.
Речь идет о работе по совершенствованию существующих технологий, процессов, моделей в целях ее дальнейшей оптимизации. По результатам проведенной работы в течение года рабочей группой были выделены следующие основные блоки, характеризующие сложившиеся условия деятельности морских портов, которые, в свою очередь, могут составить основу перспективной модели.
Это, в первую очередь, нормативная база, имущественные или деловые отношения, техническая оснащенность районов портов и единое информационное пространство.
Нормативно-правовая база включает в себя вопросы судоходства, безопасности мореплавания, государственного контроля в портах и состоит из международных конвенций и соглашений, федеральных законов и постановлений правительства, приказов Министерства транспорта, а также иных государственных контрольных органов.
Имущественные и деловые отношения на сегодняшний день складываются с учетом сложившихся практик и многообразия форм ведения хозяйственной деятельности в портах, деловых и имущественных отношений между различными субъектами.
На мой взгляд, важным элементом модели морского пункта пропуска является его техническая оснащенность. Наличие в портах современной системы и элементов технического оснащения позволяет производить грузовые операции, осуществлять в том числе таможенные и иные виды государственного контроля в короткое время и с высокой эффективностью.
К таким системам технической оснащенности, я думаю, необходимо отнести интегрированные системы видеонаблюдения с функцией распознавания номеров контейнеров, транспортных средств, определения их весогабаритных параметров.
Что касается стационарных инспекционно-досмотровых комплексов – на сегодняшний день в Большом порту Санкт-Петербурга такой комплекс есть только на ПКТ. На всех остальных действует мобильная система досмотровых комплексов.
Естественно, важнейшим элементом модели является наличие интегрированного информационного пространства, взаимодействие основных участников, осуществляющих деятельность в морских портах.
Наиболее ярким индикатором отсутствия в настоящее время эффективной модели морского пункта пропуска в Большом порту Санкт-Петербурга являются такие значимые факторы, как, во-первых, различные условия технической оснащенности инфраструктуры различных районов портов. Во-вторых – отсутствие портового объединения. Функционирующее в морских портах бизнес-сообщество объединяет достаточно узкий блок субъектов экономической деятельности, неспособных решить текущие вопросы и проблемы именно в комплексе.
В-третьих, отсутствие заинтересованности участников ВЭД в полноформатном информационном взаимодействии. Перспективная модель морских портов, несомненно, должна основываться на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, объединенных в единую информационную среду – «Портал Морской порт».
Существующая в настоящее время схема взаимодействия в морском порту является примером несбалансированного взаимодействия бизнес-структуры и государственных контрольных органов. При этом указанные процессы негибкие и не способствуют сокращению издержек, а, наоборот, порождают наслоение множественных коммуникаций.
Автор: Сергей Сенько, начальник Балтийской таможни
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.