• Ставка на полувагон
    4000
    14 %
    руб./сут.
    март 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.78 0 EUR ЦБ РФ 65.79 0
    BTC 29521.73 usd BTC 1905627.67 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.01.2022 12:22:00
Водный транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

В 2022 году при снижении ставок и расшивке узких мест в портах перевалки возможен отток контейнеров обратно на море

Важнейшим фактором, способствовавшим взрывному росту контейнерных перевозок по сети железных дорог в 2021 году, как часто бывает, оказалась цена, точнее – разница между морским фрахтом и сухопутными тарифами. Опережающему росту ставок на морские перевозки способствовал дефицит контейнеровозов и самих контейнеров, что на фоне восстановления спроса в Европе на товары из Китая (и обратно) увеличило не только стоимость логистики, но и сроки отправки. Определенную, в основном имиджевую, роль сыграла ситуация с «пробкой» в Суэцком канале, хотя решающего влияния на общую тенденцию она не оказала.
В 2022 году при снижении ставок и расшивке узких мест в портах перевалки возможен отток контейнеров обратно на море
Справедливости ради стоит отметить, что постепенно этот спред сужается, в том числе и по срокам транзита, где ранее у железной дороги было решающее преимущество перед морем (при значительном отставании по объемам). Сужению обоих спредов (ценового и временного) способствует один и тот же фактор – растущий спрос и постепенное перенасыщение мощностей у сухопутной инфраструктуры контейнерного транзита.

Поэтому если в 2022 году морские перевозчики скорректируют свои ставки вниз по мере компенсации убытков 2020-го, то мы сможем наблюдать отток контейнеров обратно на море – при условии расшивки узких мест в портах перевалки и возврата на линии простаивающих контейнеровозов.

В 2022 году в перевозке могут прирасти сельскохозяйственные грузы, включая некогда экзотичное для контейнеров зерно. Они показали рост в диапазоне 40–50% к 11 месяцам 2020 года и, на наш взгляд, продолжат расти по объемам перевозки двузначными темпами в текущем году. По мере ужесточения лесного законодательства с высокой вероятностью будут расти лесные грузы и пиломатериалы, которые после первичной и вторичной обработки безопаснее и дешевле (при условии благоприятной тарифной политики РЖД) возить в контейнерах, в том числе на экспорт.

В целом, возвращаясь к примеру зерна, видим определенную перспективу у тех грузов, что ранее не возились в контейнерах и сейчас приходят в этот сегмент посредством новых специализированных типов. Также интересный тренд обнаружили, анализируя рынок перевозок аккумуляторной техники, включая электроприборы с наличием аккумуляторов: как для опасных грузов, по китайскому законодательству для их перевозки по морю требуются особые сертификаты, которые есть далеко не у всех производителей. По мере восстановления спроса на электронику и усиления тренда на электрификацию личного (и не только) транспорта ожидается дальнейший рост отгрузки аккумуляторов в Европу из Китая (где они по качеству уже не хуже европейских, а по цене значительно ниже). Значительную часть этого прироста может взять на себя железная дорога.

Но на сегодня основной проблемой для рынка контейнерных перевозок остается дефицит мощностей для обработки контейнерных грузов, особенно на трансграничных переходах. Быстрого лекарства для решения этой проблемы нет, но мы видим усиление активности инвесторов в данном направлении: перераспределяются качественные активы в пользу крупных игроков (таких как «Дело» и FESCO), есть объявленные проекты по постройке дополнительной инфраструктуры (например, СП «Почты России» и ВТБ). Хоть это мало будет способствовать повышению здоровой конкуренции, но данная концентрация активов и ресурсов сможет ускорить расшивку узких мест и повысить объемы перевозок.

Определенное беспокойство на данном фоне вызывает отмена субсидий на перевозки контейнеров в Китае, а также геополитические риски на пути следования транзитных контейнеров. Но в нашем случае внутренний рынок контейнерных перевозок в России остается главным источником объемов и выручки для операторов-перевозчиков, поэтому инвестиции будут продолжаться, на наш взгляд.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions