Можно выделить три основных цели Стратегии, связанные с транспортно-логистическим обеспечением реализации потенциалов:
- Развитие торгово-экономических связей в соответствии с геоэкономическими тенденциями, в том числе, связанными с развитием торгово-экономического сотрудничества с Ираном, Индией, странами Персидского залива и Западной Африки;
- Предоставление конкурентоспособных услуг для транзита в рамках МТК «Север-Юг» и «Восток-Запад»;
- Развитие туризма в Каспийском море.
Мультипликативный эффект достигается за счет развития ресурсной базы для строительства новых инфраструктурных объектов; развития промышленных и агропромышленных кластеров на прилегающих территориях, связанных, прежде всего, с переработкой продукции; укрепления культурного сотрудничества от развития туризма.
Основной этап реализации стратегии предполагает:
- Развитие инфраструктурных объектов – строительство новых портовых мощностей в незамерзающей акватории Каспийского моря, строительство контейнерного терминала и модернизацию терминала навалочных грузов в порту Оля, модернизацию мощностей по перевалке нефти, строительство пассажирских терминалов в Астрахани, Махачкале и Дербенте;
- Поддержку развития судостроения;
- Развитие перевозок с использованием судов «река-море»;
- Введение режима «свободного порта»;
- Создание условий для развития промышленных кластеров.
Структура масштабного логистического проекта
Проект предусматривает оказание необходимой государственной поддержки реализующимся проектам, в том числе, в рамках ранее утвержденных программ, таких как «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и отраслевых государственных программ. Использование механизмов государственной поддержки повышает инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов, поэтому сроки реализации при благоприятных обстоятельствах могут быть опережающими по отношению к заявленным. Кроме того, программа предусматривает разделение сроков реализации на подготовительный, основной и перспективный этапы.
На подготовительном этапе должна быть принята необходимая нормативно-правовая база, которая предусматривает: создание специальных режимов ведения хозяйственной деятельности; поддержку соответствующих научно-исследовательских центров; создание оператора с государственным участием по разработке маршрутов и использованию парка грузовых и пассажирских судов в Каспийском регионе.
Реализация подготовительного этапа в 2018 - 2019 годах в срок является залогом своевременного выполнения всех последующих этапов, поэтому необходимо сосредоточиться именно на нем в части безусловного выполнения всех предусмотренных мероприятий.
Создание транспортной инфраструктуры, предоставляющей для грузовладельцев и логистических компаний выбор в выстраивании логистических цепочек, самым положительным образом скажется на конкурентоспособности транзитного потенциала Каспийского бассейна. В этом смысле Стратегия базируется скорее на геоэкономических ценностях, имеющих основополагающее и долгосрочное значение, чего нельзя сказать об изменчивой геополитической логике.
Автор: Александр Синев, президент Института развития транспортных систем
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.