Многие стивидорные компании и причалы, где находятся оборудованные проходные, не пропускают лоцманов и других лиц, не связанных с обработкой судов у их причалов. То есть пройти на суда транзитного флота очень затруднительно. АО «Ростовский порт» вообще не пропускает и на те суда, которые обрабатываются не на их причалах.
Особенностью портов Ростова-на-Дону и Азова является то, что эти порты находятся на реке Дон. Но с легкой руки Минтранса России они уже 5 лет во всех документах фигурируют как морские порты. То есть условия плавания судов являются речными, а спрос с лоцманов и судоводителей со стороны Ространснадзора – как с условиями плавания в море. Поэтому очень часто при разборках каких-либо происшествий вызывают недоразумение те требования, которые выставляет Ространснадзор.
Интенсивность движения судов в нашем регионе растет с каждым годом. Содержание судового хода, наоборот, очень сильно ухудшается. Судовой ход сужается и теряет глубины из-за заносов. Входы в ковши и затоны также мельчают. Это связано прежде всего с пробелами, которые допустил Минтранс. Объявил воды от порта Аксай до приемного буя АДМК (Азово-Донской морской канал) морскими, но на учет в ФГУП «Росморпорт» не поставил. Деньги на этом участке зарабатывают, а вот содержать в хорошем техническом состоянии судовой ход нет желания.
Большое негативное влияние на работу лоцманов оказывает шаткое положение негосударственных лоцманских организаций в РФ. Притом что в нашем регионе, а именно в портах Ростова-на-Дону и Азова, работают только негосударственные лоцманские организации. ФГУП «Росморпорт» закрыло свою лоцманскую службу, так как невыгодно было ее содержать. Хотя назвать ФГУП «Росморпорт» государственной организацией даже с большой натяжкой не получается. Ибо во главе угла у ФГУП «Росморпорт» стоит получение прибыли. Я считаю, что эта организация Минтранса России использует все административные рычаги, чтобы убрать с рынка негосударственных лоцманов. Вот и живем, работаем и не знаем, что будет завтра, что сделают чиновники Минтранса России для процветания работников негосударственных лоцманских организаций.
К проблемам лоцманской проводки судов по внутренним водным путям вот что еще хочу добавить. В 2014 году замминистра транспорта Виктор Александрович Олерский, который отвечал за морской и речной транспорт и всю свою деятельность направлял на ликвидацию негосударственных лоцманских организаций, сумел добиться того, что вновь созданные администрации речных портов могут выдавать лоцманские удостоверения, действующие только на территории, где эта администрация осуществляет свою деятельность. А вот капитанам, старпомам, вторым штурманам могут выдавать сертификаты на право управления судном на всей акватории речных просторов страны при наличии морского диплома. То есть, отработав старпомом, капитаном 15–20 лет на судне и пожелав стать лоцманом, получаешь сертификат, который не позволяет тебе провести судно по речным просторам, где раньше работал старпомом или капитаном.
Капитану судна, если ему понадобится помощь лоцмана при проводке судна по реке, скажем, из Ростова-на-Дону до Астрахани, необходимо 3 смены лоцманов. А если судно следует из Ростова до Санкт-Петербурга – 7 смен. Но самое удивительное, что этого количества речных лоцманов нет. Больше всего мне непонятно, что чиновники, будучи у власти, понаворочают удивительных дел, за это их иногда увольняют, а вот отвечать – не отвечают.
Автор: Иван Булах, генеральный директор ООО «Торнадо»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.