Ежегодно Минтранс и другие структуры готовят отчетную статистику по портам. Они отчитываются по результатам работы отрасли через тоннажные измерения – то есть сколько миллионов тонн порты перевалили. На самом деле это потеря качественного видения отрасли.
Последние 20–25 лет показывают, что в отрасли две основные бизнес-модели. Первая – когда терминалы строятся грузовладельцами, то есть собственниками груза. Вторая – когда строятся специализированные мощности. Но возникает вопрос: насколько отрасль сегодня соответствует стоящим перед нами задачам роста экономики? Повторю, речь идет об увеличении продуктов с высокой добавленной стоимостью. Это не массовый груз. Никто не умаляет значение массовых грузов. Но сегодня гораздо проще привлечь массовый грузопоток, он проще окупает инвестиции в инфраструктуру.
Другой вопрос: как быть с очень узкой номенклатурой? Не все можно контейнеризировать. Все понимают, что грузооборот в 100–300 тыс. т не является основой для строительства большого терминала. Поэтому нужно находить решения, анализировать, что стимулировать в этой отрасли для того, чтобы не упустить эти важные вещи.