Тормозит цифровизацию морских перевозок как отсутствие единой стратегии по ее проведению, так и существенные проблемы большинства портов в предоставлении единой информационной среды передачи данных, которой исторически нет на территории большинства портов. Связано это как с определенными сложностями в ее строительстве, так и с отсутствием понимания важности такой сети у управляющей организации порта или у собственника.
Однако очевидно, что порт будущего должен стать частью единой цифровой среды, подобием цифрового хаба, в который будут интегрированы все участники перевозок морским транспортом: стивидорные компании (организации, которые осуществляют погрузку и разгрузку судов), суда, перевозящие грузы, автомобильные и авиаперевозчики, экспедиторы, грузовладельцы, контролирующие органы со стороны государства. Помимо этого, в цифровую систему порта должна быть интегрирована программа цифрового учета, обработки и хранения данных о грузах и планировании маршрутов. Это возможно при помощи инновационных технологий, таких как IoT – для учета, контроля перемещения и анализа состояния груза в процессе транспортировки, искусственный интеллект – для повышения эффективности управления движением судов, безэкипажные суда с системой дистанционного управления, оптимизации логистических цепочек.
На сегодняшний день для оптимизации работы внутренних служб и бизнес-процессов начали использоваться решения интернета вещей (IoT) для морских портов и портов типа «река-море» в первую очередь по контролю за перемещением техники и персонала на территории порта, а также все больше компаний оснащают свою контейнеры IoT устройствами. Чаще всего это модули, которые позволяют передавать в облачные сервисы владельцев груза или транспортно-логистических компаний информацию о состоянии груза, маршруте, времени и месте вскрытии пломб и т. д.
При этом до сих пор остается проблемой актуальный контроль состояния груза в процессе его движения в открытом море. Фактически благодаря доступности системы AIS (Automatic Identification System – автоматическая система идентификации судов) мы лишь знаем, где именно сейчас находится корабль с нашим грузом, но в каких условиях сейчас находится груз – узнаем лишь по прибытии в порт назначения. Если контейнер был оснащен устройством контроля, мы сможем снять с него исторические данные о том времени, пока он был в море. Но все больше владельцев груза, и в том числе страховые компании, хотят получать данные в реальном времени.
Автор: Евгений Мосин, технический директор САТЕЛ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.