Механизм их выделения через ФЦП всегда был длинный и очень непростой.
Если за счет инвестора, то как можно будет вернуть средства? Как будут регулироваться отношения с «Росморпортом», который эксплуатирует это федеральное имущество? На практике есть примеры такого взаимодействия. Сейчас заключается с инвестором так называемый инвестиционный договор. Инвестор проекта финансирует в том числе и государственную часть проекта – дноуглубление, а «Росморпорт» берет на себя обязательства вернуть деньги из будущих портовых сборов. Но, по оценке юристов, его положения с точки зрения закона не являются обязывающими. То есть в случае неисполнения «Росморпортом» своих обязательств по такому соглашению принудить его к исполнению в судебном порядке практически невозможно. Примеров неисполнения «Росморпортом» своей части соглашения мы пока не знаем. Но для любого инвестора это риск.
Еще надо актуализировать нормы проектирования. Когда проектировщики разрабатывают документацию по терминалу, они следуют действующим нормативным документам. Если проект не будет им соответствовать, он не пройдет Главгосэкспертизу. При этом некоторые положения, методики устарели. Проектная пропускная способность «Ростерминалугля» в Усть-Луге – 8 млн т в год, но в 2017 году там было перевалено 25 млн т. Казалось бы, все хорошо, терминал работает эффективно. Но ведь пропускная способность железной дороги была рассчитана на грузопоток к этому терминалу на 8 млн т. То есть подходы и порт в какой-то момент развивались несинхронно, порт мог недополучить свои грузы из-за того, что их невозможно провести по дороге.
Автор: Александр Головизнин, директор по направлению «Аналитика и логистика» ООО «Морстройтехнология»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.