+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2022 10:29:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

В Мурманске обсудили подъем опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана

Конференция «Подъем затопленных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана» состоялась 25-26 июля в Мурманске. Мероприятие включало деловую программу и научную-образовательную экспедицию по Кольскому заливу к месту затопления подводной лодки Б-159. Конференция прошла в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг., оператором мероприятий председательства выступает Фонд Росконгресс. Организаторы мероприятия – Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Госкорпорация «Росатом».
Практика затопления радиоактивных отходов широко применялась во многих странах, развивавших атомную энергетику. Такой метод использовался СССР в период с 1957 по 1989 гг. Отношение России к оценкам экологической безопасности и к ранее принятым решениям по затопленным объектам изменилось с увеличением интенсивности использования Северного морского пути. Поэтому сегодня наиболее остро ставится вопрос подъема атомных подводных лодок, в реакторах которых находится отработавшее ядерное топливо.

«Ликвидация накопленного экологического ущерба, в том числе подъем радиоактивных и опасных объектов остается нашим неизменным приоритетом. Этот вопрос с каждым годом становится все более актуальным по мере дальнейшего экономического освоения Арктической зоны РФ, включая развитие Северного морского пути, интенсивность судоходства по которому будет лишь возрастать», — сообщил Посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.

Он также выразил сожаление, что тематика экологической и радиационной безопасности в данный момент становится заложником политической конъюнктуры. Россия, в свою очередь, остается открытой к международному диалогу по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе.

«Очевидно, что в нынешних условиях мы должны делать ставку на имеющиеся у нас компетенции, их дальнейшее развитие и совершенствование. Это позволит успешно решить соответствующие задачи, поставленные Президентом России в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года», — отметил Николай Корчунов.

По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Геннадия Скляра, подъем затопленных атомных подводных лодок и решение других накопившихся в арктическом регионе проблем является необходимым условием для процесса обустройства Северного морского пути и его превращения в мировой транспортный коридор.
«В нынешних условиях задача подъема опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должна решаться, прежде всего, за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом международное сотрудничество с дружественными странами нам необходимо также освоить. Если эта задача стратегическая, то мы должны поднять вопрос об участии наших сырьевых корпораций, тех компаний, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути. Должны быть не только ресурсы федерального бюджета и федеральная программа, но, на мой взгляд, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с государством эту задачу решат», — подчеркнул Геннадий Скляр.

В результате реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. № 518, были утилизированы 120 атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава флота, сняты с эксплуатации 1004 радиоизотопных термоэлектрических генератора, из региона вывезено и переработано на производственном объединении «Маяк» более 50 тонн отработавшего ядерного топлива. Этому способствовали две федеральные целевые программы и семь межправительственных соглашений.

Согласно плану Госкорпорации «Росатом» завершение работ по подъему опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должно произойти к 2035 году, заявил руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.

«План, который мы подали в Правительство, предполагает завершение работ к 2035 году. Два ближайших года — это рассмотрение Минфином бюджетной заявки, которая подготовлена госкорпорацией «Росатом», будут реализовываться определенные подготовительные мероприятия с участниками сегодняшней конференции. Объем бюджетной заявки — порядка 2,5 млрд рублей на три года. В дальнейшем будет использоваться государственная программа, которая предполагает размер средств в 22 млрд рублей», — отметил Анатолий Григорьев.

В ходе конференции участники также обсудили итоги проведенного в 2021 году обследования затопленных объектов, радиационную обстановку в заливах Новой Земли в Карском море, международный опыт выполнения судоподъемных работ, а также проект мониторинга радиационной обстановки Северного морского пути.

Во второй день конференции участники мероприятия отправились в тур по Кольскому заливу на теплоходе «Клавдия Еланская» к месту затопления подводной лодки Б-159, которое произошло в 2003 г. во время транспортировки судна на утилизацию. В ходе поездки эксперты зачитали доклады о практической работе ФГУП «Атомфлот» по обеспечению деятельности Северного морского пути, а также ознакомились с возможными вариантами обеспечения судоподъемных работ на месте затопления Б-159.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года предусмотрены меры по исключению попадания в Арктическую зону токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ. В свою очередь, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2035 года предполагает завершение реабилитации территорий, на которых находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в 2025-2030 гг.
Охрана окружающей среды, включая вопросы изменения климата, входит в число приоритетов российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. С учетом быстрого изменения климата в Арктике, что проявляется в том числе в деградации вечной мерзлоты и эмиссии газогидратов, российская сторона рассматривает среди первостепенных задачи по смягчению негативных последствий климатических изменений, повышению адаптации жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, сохранению и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, сохранению биоразнообразия, в частности, мигрирующих видов птиц.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions