В список включены два порта т.н. «средней» группы – с устойчивыми, однако не лидирующими показателями грузооборота – Октябрьский и Херсонский. Оба порта дислоцируются в Днепро-Бугском (Николаевском) морском регионе Украины – втором, после Большой Одессы, по объему совокупного грузооборота.
Предварительное ТЭО для концессионных проектов обоих портов будет подготавливаться с участием Всемирного банка (ВБ) – одного из ведущих международных кредиторов государственной транспортной отрасли Украины. Как сообщал РЖД-Партнер, ВБ совместно с ЕБРР являются участниками крупнейшего в истории «Укрзализныци» инфраструктурного проекта – строительства двухпутного электрифицированного Бескидского тоннеля (элемента сообщения Украина – ЕС).
Спецификой Октябрьского и Херсонского портов является доминирование государственной стивидорной деятельности – она обеспечивает практически 100% грузооборота портов. Удельный вес портов в совокупной перевалке грузов через морское побережье Украины невелик – 4% (Октябрьский) и 2,5% (Херсонский) по итогам 1-го квартала 2016 года. Для сравнения: показатели портов ведущей группы, Одесского, Ильичевского и Южного – 20%, 15% и 35% соответственно. Как заявил глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян, в настоящее время министерство с привлечением экспертов готовит изменения в национальное концессионное законодательство, упрощающие использование данного механизма в портовой отрасли. В сотрудничестве с ВБ министерство работает над выработкой логистической стратегии Украины – документа, закладывающего основы согласованного развития портовой и железнодорожной отраслей.
Владимир Каткевич