Стоит отметить, что все 9 подозреваемых в установлении монопольно высоких цен стивидорных компаний оказывают услуги по перевалке грузов на экспорт. Их тарифы, номинированные в зарубежной валюте, не так резали глаз антимонопольному ведомству, да и Минтранс и ФСТ поддерживали за ними право на сохранение валютных тарифов. Только после обвала рубля эти тарифы оказались сильно завышенными, что и привлекло внимание ФАС.
Дело не обязательно дойдет до возврата к административному регулированию расценок. Возможно, будет достаточно штрафа и введения запрета на применение валютных тарифов к российским клиентам (ограничивать тарифы для иностранцев вовсе необязательно). Остальное может урегулировать рынок, ведь и между стивидорами, и между портами все же есть хоть и ограниченная, но конкуренция.
Если же будет принято решение вернуться к ценовому регулированию, то пользователи услуг по перевалке грузов, конечно, выиграют, по крайней мере, в первое время. Особенно выиграют иностранные компании, что, впрочем, может иметь и положительный эффект в виде роста товаропотока. А вот стивидорные компании потеряют значительную часть доходов. Возьмем для примера АО «НМТП». Согласно консолидированной отчетности, посчитанной в рублях, его выручка в 2015 году выросла на 47% (ведь тарифы в валюте), при этом себестоимость практически не изменилась, в результате чего валовая прибыль в рублях выросла почти на 75%. Но картина меняется, если посмотреть отчет, посчитанный в валюте: выручка снизилась на 8,21%, себестоимость снизилась на 36,75% (ведь затраты в основном производились в рублях), валовая прибыль выросла всего на 9,71%. Если бы расценки были только в рублях, результаты были бы гораздо хуже.
Думаю, уже через непродолжительное время после введения ценового регулирования ФАС начнется торг каждой компании с антимонопольным ведомством за повышение расценок. Стивидорам тоже нужны средства на развитие, и эффект от снижения тарифов постепенно будет нивелирован.
Алексей Калачев,
эксперт-аналитик Инвестиционного холдинга «Финам»


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



