Наиболее интенсивно восстанавливается перевалка импортных грузов – здесь объемы увеличились почти в 1,2 раза к январю-сентябрю 2014-го и превысили 2,4 млн т. Рост обусловили грузы, привлеченные взамен утраченных Украиной ресурсов на востоке – уголь (8-кратное увеличение, до 150 тыс. т) и руда (в 1,5 раза, до 1,4 млн т). Тем же фактором востока обусловлен рост каботажной перевалки – почти 1 млн т угля ушло из порта водным путем взамен разрушенной железнодорожной инфраструктуры (в 2014 году объемы были нулевыми).
Заметно возросла перевалка доминирующего в порту экспорта – на 10%, до 8 млн т. Рост данного сегмента обусловил целый ряд номенклатур – железорудное сырье, зерно, стройгрузы, растительное масло.
Однако транзит, ранее составлявший заметную часть грузооборота порта, за 9 месяцев упал на 44% - с 3 до 1,6 млн т. В 10 раз снизились объемы контейнерного транзита; более чем на 50% - ролкерных грузов. На 20% сократилась перевалка российского чугуна, однако его объемы все еще остаются значительными – более 0,7 млн т с нала года. Напомним, как отмечал РЖД-Партнер, российский чугун в направлении портов – один из основных высокотарифных транзитных грузопотоков «Укрзализныци». Последняя, в частности, сформировала льготные тарифные условия для перевозок данной номенклатуры в порты Большой Одессы (включая Ильичевский порт), а также в порты Николаевского морского региона.
Сохраняет позиции Ильичевск и в перевалке российских нефтепродуктов – если за 9 месяцев 2014 года было переработано 107 тыс. т, то с начала текущего - 100 тыс. Всего за 9 месяцев через причалы порта прошло свыше 13 млн т грузов – на 6,5% больше, чем за сопоставимый период 2014 года.
Владимир Каткевич