Поводом для обеспокоенности судостроителей стало появившееся ранее в СМИ письмо (копия есть в распоряжении ТАСС) Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в котором регулятор выступает против введения требования по строительству судов, которое планируется привязать к перераспределяемым в этом году квотам на вылов краба, исключительно на дальневосточных верфях. При этом Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) ранее не раз отмечало, что в ходе исполнения закона о перераспределении крабовых квот в инвестиционных целых планируется придерживаться принципа "где ловим, там и строим", то есть допускать строительство судов по квотам лишь на Дальнем Востоке, где и ловят краба.
"Одновременно установление указанного требования может привести к высокой или максимальной загрузке мощностей дальневосточных верфей, что может привести к нарушению им срока исполнения заказов на постройку судов рыбопромыслового флота, или отказу в принятии заказа", – говорится в распространенном письме ФАС. Такой позиции регулятора, как выяснилось, ожидали и опасались судостроители Дальнего Востока
Верфи ДФО готовы
Судостроительные и судоремонтные заводы (которые также имеют возможность строить рыболовные и краболовные суда) Дальнего Востока обеспокоены тем, что их портфель заказов может теперь не досчитаться нескольких судов. Некоторые даже считают позицию ФАС результатом борьбы конкурентов с Запада России.
"Честно говоря, я ждал, что на инициативу Росрыболовства будет такая реакция от ФАС. С моей точки зрения, это определенно результат лоббирования недальневосточных судостроительных заводов, – поделился мнением с ТАСС генеральный директор Находкинского судоремонтного завода (НСРЗ) Николай Болгар. – Но я знаю, что интересы дальневосточных заводов сейчас отстаивают и вице-премьер Юрий Трутнев, и губернатор Приморья Олег Кожемяко. Олег Николаевич знает, что такое рыбная отрасль и понимает значимость для региона судостроительной и судоремонтной отрасли", – рассказал Н. Болгар.
По его словам, будущие контракты на строительство краболовных судов, которые завод рассчитывает получить после распределения инвестиционных крабовых квот, должны составить до 30% загрузки для НСРЗ, или от семи до десяти судов на 5 лет. Сегодня предприятие, не считая дочерних компаний, обеспечивает работой 800 человек.
Генеральный директор АО "Восточная верфь" Олег Сиденко не так категоричен в оценках позиции антимонопольщиков, но и он в разговоре с ТАСС заявил о необходимости не оставлять дальневосточное судостроение без поддержки. "Мое стойкое убеждение, с одной стороны, что рынок сам должен все регулировать. Но, с другой стороны, если мы хотим осваивать сегодня такие рубежи как Дальний Восток, то, конечно, надо поддерживать местную промышленность. Не могу сказать о готовности других дальневосточных заводов строить краболовы, но "Восточная верфь" уже заключила один такой контракт", – рассказал О. Сиденко.
Он отметил, что у дальневосточных верфей в любом случае будет одно естественное преимущество – местоположение. Так как перегон судна с западных верфей на Дальний Восток, который будет необходим в любом случае, ведь квоты для этих судов на вылов краба выдаются в дальневосточных морях, потребует немалых затрат.
"Один перегон будет стоить миллионов 50. А есть еще и такое понятие, как жизненный цикл судна, его ведь надо обслуживать, доковать (проводить мелкие профилактические работы вроде покраски и пр. –
Прим.
ТАСС), выполнять гарантийные обязательства. И все это, конечно, удобнее и эффективнее делать на Дальнем Востоке", – считает гендиректор "Восточной верфи".
Поиск компромисса
Позицию антимонопольного органа так или иначе намерено все-таки учесть Росрыболовство. При этом, как заявил в ходе пресс-конференции в ТАСС глава ведомства Илья Шестаков, речь идет о строительстве 31 судна за 5 лет, и это, как подтверждает Минпромторг, сделать только на Дальневосточных верфях невозможно.
"В этой связи мы, может быть, будем выходить с компромиссом о том, что хотя бы часть из этих судов должна быть построена на дальневосточных верфях. Пока есть противники у этого подхода, например ФАС, которая активно выступает против, поскольку считает, что у нас единое экономическое пространство, и компании должны сами выбирать, на каких верфях строить, а такое ограничение приведет к сокращению конкуренции. Поэтому в целом наша позиция: компромисс – это 15 судов [должны быть построены на дальневосточных верфях]", – сказал И. Шестаков.
Он также отметил недостаточный, по его мнению, уровень компетенции на Дальнем Востоке по строительству таких судов. Это тоже стало причиной того, что Росрыболовство рассматривает компромиссный вариант.
О законе
Закон о крабовых аукционах вводит квоту на добычу краба, предоставленную в инвестиционных целях. На этот вид квоты предполагается выделять 50% общего допустимого улова крабов. Доли квот закрепляются за пользователями на 15 лет по результатам проведения аукционов. Минсельхоз оценил дополнительные доходы бюджета РФ от проведения крабовых аукционах в сумму около 82 млрд руб. в 2019–2020 гг.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.