+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.05.2018 14:46:10
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Рекам нужна помощь

Навигация 2018 в самом разгаре. Как только растаял лед, речники взялись за грузы. Но с каждым годом желающих перевозить таким способом свой товар становит меньше. В чем причина? О проблемах и перспективах развития речных грузоперевозок ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с генеральным директором Ульяновского речного порта Борисом Падиаровым.
Рекам нужна помощь
– Борис Николаевич, какова готовность к навигации 2018?

– Навигация в этом году задерживалась по погодным условиям. Практически по всем водохранилищам сложилась тяжелая обстановка по очищению ото льда. Весь лед по мере продвижения грудился перед гидросооружениями. В нашем случае – перед Самарскими шлюзами. Проходимость в таких льдах практически нулевая, шлюзование теплоходов затруднено. Даже такое мощное судно типа «Волгонефть» – нефтеналивной танкер «река-море» сильного ледового класса – с трудом прошло и встало в верхнем бьефе.

Есть средние сроки очищения Куйбышевского водохранилища ото льда, от которых мы зависим. Обычно это 20–24 апреля. Как правило, Федеральным агентством морского и речного транспорта плановый период навигации официально назначается с 22 апреля с 00 ч 00 мин. К этому времени должна быть выставлена вся путевая обстановка на водохранилище – буи, по которым ориентируются судоводители, начинаться работа Самарских шлюзов. В этом году все сроки сместились на период с 25 апреля по 5 мая. Поэтому Ульяновский речной порт в 2018 году грузовое судоходство открыл одновременно с пассажирской навигацией – 1 мая.

– Улучшились ли в текущем году параметры внутренних водных путей и условия судоходства?

– Резкого изменения условий судоходства в 2018 году по сравнению с 2017-м для нас не будет. В принципе, они нас устраивают. Хотелось бы, конечно, оснастить все суда современным навигационным оборудованием, что позволило бы им двигаться в любых погодных условиях, но пока сложно изыскать средства на установку электронной проводки.

– Пошло ли на пользу введение «Платона»? Необходимо ли, на ваш взгляд, отменять скидки на тарифы РЖД?

– Точный анализ мы не делали. Можем предположить, что система взимания платы с большегрузов плюс весенние ограничения на дорогах повышают привлекательность речного транспорта.

У нас другая проблема регионального значения, которая создает довольно серьезные препятствия развитию речного предприятия. В апреле 2016 года на «грузовой восьмерке», ведущей в порт, произошел оползень. Одна из причин – обводнение Волжского косогора, куда свозился снег, после ремонта и восстановления серпантина, движение грузового автотранспорта запретили полностью, осталась одна альтернативная дорога, которая не в очень хорошем состоянии. До оползня в апреле 2016 года ежегодная отгрузка порта составляла от 500 до 800 тыс. т песка, щебня, строительных материалов, промышленных изделий и прочих грузов. После него ежемесячное число загружающихся автомашин снизилось в разы. В результате за 2 года недополучено около 40 млн руб. доходов.

Доставку этих грузов по железной дороге организовать сложно. Хотя речпорт имеет подъездные железнодорожные пути, содержит их в технически исправном состоянии, проводит и оплачивает все требуемые обследования, однако они не используются. Раньше в Мордовию по железной дороге из Ульяновска по 1,5 млн т грузов из речного порта, грузили по 100 вагонов в сутки и больше, сегодня вагонов нет... И тарифы достаточно высокие.

– С какими вида и транспорта за какие грузы сегодня конкурируют речники?

– Грузовой флот в Ульяновской области в основном занят на добыче, перевозке, переработке с последующей продажей минерально-строительных грузов. Это гравий, гравмасса, песок, щебень, строительные грузы. Потребность в других генеральных грузах в нашем регионе на данный момент не сложилась. После завершения строительства Президентского моста через Волгу объемы стабилизировались на уровне 1 млн т всех грузов, в том числе по добыче песка с воды (у такого песка выше коэффициент фильтрации, его используют в качественном дорожном строительстве) плюс щебеночных продуктов из Самарских карьеров.

Актуальна тема транспортировки водными путями зерна в Иран и Турцию. Есть даже единичный опыт у одной из местных компаний, но вопрос требует организованного и комплексного подхода. Сельское хозяйство в последние годы в России, в том числе и в Поволжье, поднялось на хороший уровень и добилось высокой урожайности зерновых культур, превышающей потребности населения России. Это могло бы стать возможностью для реализации экспортного потенциала. Есть даже предварительные расчеты, но нужен координатор, который установит торговые связи и создаст цепочку – закупка у фермеров, перегрузка в речпорту, доставка до потребителя и т. д. Нужны оборотные средства в районе 0,5 млрд руб. Учитывая то, что, в частности, Иран не работает по предоплате, это создает риски. На региональном уровне таким координатором может стать, например, государственная структура, у которой есть опыт международного взаимодействия. И, конечно, нужен флот под такие задачи.

– Что, по вашему мнению, может изменить ситуацию в сегменте речных перевозок и привлечь на ВВП новые грузы?

– Сложно строить бизнес на речных перевозках, когда столько препятствий, ограничений и расходов. Навигационный сбор, кредиты по максимальной ставке, налоги – круглый год, тарифы растут, железнодорожных вагонов нет, а на автодорогах «Платон» и сезонные ограничения – никаких послаблений и никаких дотаций. За причалы, которые раньше были бесплатными, мы платим арендную ставку исходя из рыночной стоимости и летом, и зимой. Хотя пользуемся 6 месяцев, а платим за 12! В Ульяновской области очень дорогая электроэнергия по сравнению с другими регионами. Из-за этого стоимость судоремонта, погрузо-разгрузочных работ и т. д. выше.

Кроме того, требуется кардинальное обновление флота. На фоне растущих расходов уже на протяжении почти 20 лет у предприятий нет возможности строить речные суда. Притом восстановление стареющего флота требует с каждым годом больших вложений – до 25% от всех затрат. Есть проблемы с кадрами – текучесть, отрасль есть – обучения нет. В Ульяновске, где работает восемь судоходных компаний, причалы, порт, завод, нет училища даже для подготовки рабочим специальностям, не говоря уже о судовождении. Ведь, чтобы достичь статуса капитана, нужно не менее 15 лет – для этого он должен получить образование, плавательский ценз и т. д.

Необходима государственная поддержка и тогда реки оживут!

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions