+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2020 13:45:35
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие отрасли внутреннего водного транспорта невозможно без обновления парка существующего и эксплуатируемого флота

Практически по всей стране уже стартовала навигация 2020 года. Но прогнозы экспертов и участников рынка о ее перспективах пока неоднозначны. Одним из крупнейших по протяженности бассейнов России является Обь-Иртышский. О том, чего ждать от навигации в этом году, РЖД-Партнеру рассказал руководитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» Роман Чесноков.
Развитие отрасли внутреннего водного транспорта невозможно без обновления парка существующего и эксплуатируемого флота
 Роман Александрович, как в целом можно охарактеризовать навигацию-2020? Что может на нее повлиять?

– Навигация этого года только началась и вся основная работа еще впереди. Аномально высокие температуры воздуха, не свойственные климатическим условиям регионов, повлияли на сроки очищения рек от ледовых явлений и сроки прохождения на них паводковых периодов в раннюю сторону. В связи с этим обстановочные бригады пяти филиалов (в Омске, Сургуте, Тобольске, Ханты-Мансийске и Салехарде) приступили к выставлению навигационных знаков на отдельных водных путях раньше начала их действия, установленного программой, выполнению работ по обслуживанию средств навигационной обстановки, как плавучей, так и береговой, а также содержанию в течение навигации 2020 года судовых ходов в безопасном для судоходства состоянии.

Негативно повлиять на дальнейший ход навигации может малая водность магистральных рек, напрямую зависящая от состояния грунтовых вод, приточности воды из боковых рек, количества и частоты выпадения осадков. В текущий момент времени уровни воды на реках в южных районах бассейна начали снижаться (река Иртыш, притоки Иртыша), в том числе за счет снижения объемов попусков воды в нижний бьеф из Шульбинского водохранилища, расположенного в Республике Казахстан.

 Глубин для работы транспортного флота достаточно?

– Да, на сегодняшний день водные пути бассейна в хорошем состоянии. Реки бассейна находятся в естественном состоянии и зависят, во-первых, от природы – насколько жарким и засушливым окажется нынешнее лето на территориях всех регионов Обь-Иртышского бассейна, а во-вторых, от наших соседей в Казахстане, в частности от наполнения Шульбинского водохранилища и попусков воды из него.

 Каковы Ваши прогнозы по динамике общего объема грузоперевозок в 2020 году? Как сейчас меняются объемы перевозок речным транспортом?

– Хочется надеяться, что, несмотря на карантин, негативно сказавшийся на своевременности выполнения судоремонтных работ и сдаче флота в эксплуатацию, накоплении и подготовке грузов к перевозке в пункты назначения с учетом мероприятий, направленных на предупреждение новой коронавирусной инфекции во множестве этих пунктов, объем пассажирских и грузоперевозок в 2020 году останется не ниже уровня прошлого года. При этом трек увеличения объема грузовых перевозок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уже наблюдается.

 Прогнозируется ли дальнейший уход грузов с реки на железнодорожный и автомобильный транспорт?

– Перевозки речным флотом были и остаются конкурентоспособными, так как до настоящего времени речной транспорт является наиболее дешевым и экологичным видом транспорта.

В результате реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предусмотрено приоритетное развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта. Это приведет к снижению грузонапряженности автомобильных и железных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации, росту объема завоза грузов внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Стратегия предусматривает увеличение объемов речных перевозок в восточных бассейнах к 2030 году в 2,4 раза относительно аналогичного показателя 2010-го.

Кроме того, особое внимание региональных властей направлено на возможное увеличение перевозок грузов по рекам Обь-Иртышского бассейна до Северного морского пути. Это, в первую очередь, связано с реализацией планов правительства и поручений президента по увеличению грузопотоков через Северный морской путь.

 Что, по Вашему мнению, необходимо для развития отрасли? Что требуется для стимулирования обновления речного флота?

– Финансирование, господдержка в виде специальных государственных программ по судостроению, лизингу, возврату акцизов, переориентированию портовой инфраструктуры, которая создавалась более чем полвека назад, когда в Западной Сибири не было не то что железнодорожной магистрали, но и элементарных автомобильных дорог. Сегодня Западно-Сибирский регион окутан сетью автодорог и поэтому пора задуматься об изменении портовой инфраструктуры путем частно-государственного партнерства.

Кардинальное улучшение параметров внутренних водных путей приведет к существенному росту валовой производительности работы флота за счет сокращения времени непроизводительных простоев, наиболее полного использования грузоподъемности судов и обеспечит повышение рентабельности перевозок при снижении времени доставки грузов. Реализация комплекса мер государственной поддержки российского судостроения и судоходства позволит создать современный грузовой флот, средний возраст которого в 2030 году составит 25,4 года, производительность труда на внутреннем водном транспорте к 2030 году возрастет в 2,9 раза, прогнозируется высокая техническая и технологическая безопасность объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях.

 Как можно охарактеризовать нынешнее общее состояние речного транспортного флота?

– Развитие отрасли внутреннего водного транспорта, запланированное на перспективу не в один десяток лет, невозможно без обновления парка существующего и эксплуатируемого флота, как транспортного, позволяющего обеспечить рентабельность и пассажирских и грузовых перевозок, так и современного технического флота, с помощью которого обеспечиваются безопасные условия судоходства на востребованных водных путях, в том числе за счет качественного содержания инфраструктуры внутренних водных путей в целом, как с зарегулированным стоком воды, так и находящихся в естественном состоянии.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions