+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.06.2017 14:16:26
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Портовые перевороты

2017 г. был отмечен ростом объема погрузки железнодорожного экспорта в адрес российских портов. При этом наибольшая динамика была зафиксирована в направлении морских терминалов Северного Кавказа и Северо-Запада. В частности, перевозки экспортных грузов на Октябрьской железной дороге с 1990 г. выросли в 13 раз. О том, как выстроить эффективное взаимодействие портов и перевозчика, РЖД-Партнер узнал у заместителя начальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дениса Бочило.
Портовые перевороты
- Денис Павлович, грузооборот портовых станций ОЖД вот уже 15 лет стабильно демонстрирует рост. С чем связана такая динамика и будет ли она отмечаться в дальнейшем?

- Дело в том, что Октябрьская железная дорога находится в стратегическом месте. Она обслуживает 25 операторов морских терминалов в 6 портах Северо-Западного региона через 10 припортовых станций, выполняя 40% экспортно-импортных перевозок всей сети РЖД. Действительно, последние годы были отмечены ростом экспорта в адрес морских портов. Только в 2016 г. общий грузопоток через припортовые станции достиг 130 млн т. О колоссальной динамике говорит тот факт, что в 2000 г. этот объем составлял всего 29 млн т. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта, объемы перевозки грузов по сети РЖД через морские порты Северо-Западного бассейна до 2020 г. составят чуть более 145 млн т. Рост к уровню 2016 г. составит 15 млн т. Основные перспективы увеличения объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом через российские морские порты Северо-Западного бассейна связаны с развитием грузооборота уже существующих перевалочных мощностей, с переключением грузопотоков с портов стран Балтии на мощности портов РФ, а также с ростом объемов отправления грузов компаниями на фоне восстановления российской экономики.

- Какие меры в настоящее время обеспечивают стабильность работы припортовых станций Октябрьской железной дороги в условиях постоянного роста грузопотоков?

- В целях организации взаимодействия разработана и утверждена технология организации перевозок внешнеторговых грузов через порты Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорог. Планирование перевозок грузов в адрес морских портов осуществляется строго в соответствии с перерабатывающей способностью грузополучателя и исходя из текущей ситуации, складывающейся в самих портах. Для максимального удовлетворения потребности грузовладельца в своевременном вывозе готовой продукции ОАО «РЖД» уделяет особое внимание ключевым отраслям экономики, тем самым обеспечивая непрерывность производственных процессов. Ежедневно проводятся аудиоконференции со всеми причастными и заинтересованными сторонами как внутри компании, так и совместно с грузополучателями и отправителями. Именно такие оперативные меры позволяют уменьшить риски по сгущению подхода грузов к портам. Кроме того, стабильность работы ОЖД обеспечивается благодаря слаженной работе дорожного центра управления перевозками и логистического центра. Оптимизация использования ресурсов инфраструктуры и тягового подвижного состава происходит на основе организации своевременного подвода вагонов на припортовые железнодорожные станции, накопления судовых партий и интеграции перевозочного процесса с организацией перевалки грузов в морских терминалах.

- Хватит ли существующих мер для дальнейшего поддержания эффективного взаимодействия между участниками перевозочного процесса? Если нет, то на какие аспекты следует обратить наиболее пристальное внимание?

- Возрастающий объем перевозок уже сегодня требует принятия опережающих мер, касающихся не только развития инфраструктуры и увеличения пропускной способности, но и повышения внутренней эффективности и максимального использования текущих резервов. Для слаженной работы всего транспортного комплекса необходимо наладить четкое взаимодействие между грузоотправителем и оператором морских терминалов, которое будет направлено на планирование и осуществление равномерной погрузки экспортных грузов с учетом реальных возможностей инфраструктуры РЖД и портов.

- Какую роль играет информационное взаимодействие в работе припортовых станций ОЖД и что предпринимается для его развития?

- Это взаимодействие объединяет в единый процесс работу железнодорожного транспорта, портов, а также государственных контролирующих органов. Одним из существенных недостатков в организации пропуска ТС через пункты пропуска является то, что каждая из контрольных служб использует собственные автоматизированные системы, которые не объединены в одном пространстве, что увеличивает время оформления перевозки. Решением данной проблемы является разработка и внедрение межведомственной автоматизированной информационной системы для обмена данными. Нынешняя же система подразумевает использование таких традиционных способов, как доставка курьерами и применение электронной почты. В планах стоит запуск системы, включающей динамическую модель дислокации передвижения в порту вагонов, контейнеров, локомотивов, а также заполнения и освобождения складских емкостей. Кроме того, предполагается использование единого электронного документооборота, в том числе с применением электронной подписи. В целях увеличения перерабатывающей способности морских портов ежегодно формируется совместная программа по развитию инфраструктуры. Например, до конца 2017 г. запланировано увеличение перерабатывающей способности по двум портам: Высоцкий - на 22 вагона среднесуточной выгрузки и Ростерминалуголь - на 135 вагонов.

- Нельзя забывать и о правовом аспекте работы припортовых станций. Что нужно менять в существующей законодательной базе для повышения эффективности перевозочного процесса в портах?

- Основой взаимодействия перевозчика и морских портов в части законодательно-правового регулирования является организация договорной работы в части эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования терминалов, находящихся в морских портах, и в части оказания услуг по размещению порожнего и груженого подвижного состава на инфраструктуре ОАО «РЖД». В том числе поездов, отставленных от движения по заявкам грузополучателей. Важно также отметить внесение изменений в ФЗ №261 «О морских портах РФ» и в отдельные законодательные акты. Необходимо законодательно конкретизировать предметы содержания договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов между операторами морского терминала и железнодорожным перевозчиком. Они должны находиться в едином правовом поле, в связи с чем необходимо учесть изменения в статьи 60 и 64 Устава железнодорожного транспорта.
В настоящее время отношения между сторонами урегулированы договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. Таким образом, проект изменения ФЗ «О морских портах» должен содержать форму договора об организации работы по обеспечению перевозок между оператором морского терминала и перевозчиком. Эта форма должна быть типовой для всех, потому что только на взаимной ответственности можно выстроить правильную и качественную работу.

- Возвращаясь к перспективам, расскажите, пожалуйста, какие работы по развитию инфраструктуры запланированы на Октябрьском полигоне РЖД?

- На ОЖД продолжатся комплексные мероприятия, направленные на увеличение пропуска поездов по существующим направлениям. В частности, планируется строительство вторых путей на участке Выборг – Приморск – Ермилово, комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина, организация высокоскоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская, усиление пропускной способности направлений Волховстрой – Мурманск.

Беседовал Вадим Комков


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions