• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.03 0 EUR ЦБ РФ 71.48 0
    BTC 9276.85 usd BTC 589451.05 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.06.2017 14:16:26
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Портовые перевороты

2017 г. был отмечен ростом объема погрузки железнодорожного экспорта в адрес российских портов. При этом наибольшая динамика была зафиксирована в направлении морских терминалов Северного Кавказа и Северо-Запада. В частности, перевозки экспортных грузов на Октябрьской железной дороге с 1990 г. выросли в 13 раз. О том, как выстроить эффективное взаимодействие портов и перевозчика, РЖД-Партнер узнал у заместителя начальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дениса Бочило.
Портовые перевороты
- Денис Павлович, грузооборот портовых станций ОЖД вот уже 15 лет стабильно демонстрирует рост. С чем связана такая динамика и будет ли она отмечаться в дальнейшем?

- Дело в том, что Октябрьская железная дорога находится в стратегическом месте. Она обслуживает 25 операторов морских терминалов в 6 портах Северо-Западного региона через 10 припортовых станций, выполняя 40% экспортно-импортных перевозок всей сети РЖД. Действительно, последние годы были отмечены ростом экспорта в адрес морских портов. Только в 2016 г. общий грузопоток через припортовые станции достиг 130 млн т. О колоссальной динамике говорит тот факт, что в 2000 г. этот объем составлял всего 29 млн т. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта, объемы перевозки грузов по сети РЖД через морские порты Северо-Западного бассейна до 2020 г. составят чуть более 145 млн т. Рост к уровню 2016 г. составит 15 млн т. Основные перспективы увеличения объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом через российские морские порты Северо-Западного бассейна связаны с развитием грузооборота уже существующих перевалочных мощностей, с переключением грузопотоков с портов стран Балтии на мощности портов РФ, а также с ростом объемов отправления грузов компаниями на фоне восстановления российской экономики.

- Какие меры в настоящее время обеспечивают стабильность работы припортовых станций Октябрьской железной дороги в условиях постоянного роста грузопотоков?

- В целях организации взаимодействия разработана и утверждена технология организации перевозок внешнеторговых грузов через порты Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорог. Планирование перевозок грузов в адрес морских портов осуществляется строго в соответствии с перерабатывающей способностью грузополучателя и исходя из текущей ситуации, складывающейся в самих портах. Для максимального удовлетворения потребности грузовладельца в своевременном вывозе готовой продукции ОАО «РЖД» уделяет особое внимание ключевым отраслям экономики, тем самым обеспечивая непрерывность производственных процессов. Ежедневно проводятся аудиоконференции со всеми причастными и заинтересованными сторонами как внутри компании, так и совместно с грузополучателями и отправителями. Именно такие оперативные меры позволяют уменьшить риски по сгущению подхода грузов к портам. Кроме того, стабильность работы ОЖД обеспечивается благодаря слаженной работе дорожного центра управления перевозками и логистического центра. Оптимизация использования ресурсов инфраструктуры и тягового подвижного состава происходит на основе организации своевременного подвода вагонов на припортовые железнодорожные станции, накопления судовых партий и интеграции перевозочного процесса с организацией перевалки грузов в морских терминалах.

- Хватит ли существующих мер для дальнейшего поддержания эффективного взаимодействия между участниками перевозочного процесса? Если нет, то на какие аспекты следует обратить наиболее пристальное внимание?

- Возрастающий объем перевозок уже сегодня требует принятия опережающих мер, касающихся не только развития инфраструктуры и увеличения пропускной способности, но и повышения внутренней эффективности и максимального использования текущих резервов. Для слаженной работы всего транспортного комплекса необходимо наладить четкое взаимодействие между грузоотправителем и оператором морских терминалов, которое будет направлено на планирование и осуществление равномерной погрузки экспортных грузов с учетом реальных возможностей инфраструктуры РЖД и портов.

- Какую роль играет информационное взаимодействие в работе припортовых станций ОЖД и что предпринимается для его развития?

- Это взаимодействие объединяет в единый процесс работу железнодорожного транспорта, портов, а также государственных контролирующих органов. Одним из существенных недостатков в организации пропуска ТС через пункты пропуска является то, что каждая из контрольных служб использует собственные автоматизированные системы, которые не объединены в одном пространстве, что увеличивает время оформления перевозки. Решением данной проблемы является разработка и внедрение межведомственной автоматизированной информационной системы для обмена данными. Нынешняя же система подразумевает использование таких традиционных способов, как доставка курьерами и применение электронной почты. В планах стоит запуск системы, включающей динамическую модель дислокации передвижения в порту вагонов, контейнеров, локомотивов, а также заполнения и освобождения складских емкостей. Кроме того, предполагается использование единого электронного документооборота, в том числе с применением электронной подписи. В целях увеличения перерабатывающей способности морских портов ежегодно формируется совместная программа по развитию инфраструктуры. Например, до конца 2017 г. запланировано увеличение перерабатывающей способности по двум портам: Высоцкий - на 22 вагона среднесуточной выгрузки и Ростерминалуголь - на 135 вагонов.

- Нельзя забывать и о правовом аспекте работы припортовых станций. Что нужно менять в существующей законодательной базе для повышения эффективности перевозочного процесса в портах?

- Основой взаимодействия перевозчика и морских портов в части законодательно-правового регулирования является организация договорной работы в части эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования терминалов, находящихся в морских портах, и в части оказания услуг по размещению порожнего и груженого подвижного состава на инфраструктуре ОАО «РЖД». В том числе поездов, отставленных от движения по заявкам грузополучателей. Важно также отметить внесение изменений в ФЗ №261 «О морских портах РФ» и в отдельные законодательные акты. Необходимо законодательно конкретизировать предметы содержания договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов между операторами морского терминала и железнодорожным перевозчиком. Они должны находиться в едином правовом поле, в связи с чем необходимо учесть изменения в статьи 60 и 64 Устава железнодорожного транспорта.
В настоящее время отношения между сторонами урегулированы договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. Таким образом, проект изменения ФЗ «О морских портах» должен содержать форму договора об организации работы по обеспечению перевозок между оператором морского терминала и перевозчиком. Эта форма должна быть типовой для всех, потому что только на взаимной ответственности можно выстроить правильную и качественную работу.

- Возвращаясь к перспективам, расскажите, пожалуйста, какие работы по развитию инфраструктуры запланированы на Октябрьском полигоне РЖД?

- На ОЖД продолжатся комплексные мероприятия, направленные на увеличение пропуска поездов по существующим направлениям. В частности, планируется строительство вторых путей на участке Выборг – Приморск – Ермилово, комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина, организация высокоскоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская, усиление пропускной способности направлений Волховстрой – Мурманск.

Беседовал Вадим Комков


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Что несет с собой цифровизация на морском транспорте?

Что несет с собой цифровизация на морском транспорте?
Попробуем сделать прогноз: что ждет в будущем рынок транспортных услуг. На эту футуристическую тему свои прогнозы сделал профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.
РЖД-Партнер

Отказ от унификации в судостроении – путь к инновациям

Отказ от унификации в судостроении – путь к инновациям
Вопросы стандартизации и унификации в российском судостроении занимают значительную часть актуальной дискуссии о развитии морской промышленности в РФ в целом. Начальник отдела внешней экономической деятельности и руководитель конструкторского отдела ГК «МСС» Никита Максимов рассказал о своем видении этого фактора в российском кораблестроении.
РЖД-Партнер

Каковы перспективы перехода на пластиковые трубы в судостроении?

Каковы перспективы перехода на пластиковые трубы в судостроении?
В отечественном кораблестроении традиционно используются исключительно металлические трубы. Переход на более инновационные решения при работе с судами входит в Госпрограмму РФ по развитию судостроения. Однако к данной технологии верфи до сих пор относятся настороженно. О перспективах использования пластиковых трубопроводных систем в российском кораблестроении рассказал эксперт компании aquatherm GmbH Сергей Лебедев.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort