– Павел Валериевич, каким был 2016 год для портовых компаний?
– По итогам 2016 года ТМТП сохранил позиции в ТОП-10 стивидорных компаний России по грузообороту и остается вторым после Новороссийского ТМТП среди портов Азово-Черноморского бассейна.
Несмотря на то, что в общем исчислении грузооборот в 2016 году просел на 4% по сравнению с 2015-м (с 14,7 млн т до 14,1 млн т соответственно), объем перевалки практически всех навалочных и генеральных грузов увеличились. Так, зерновые показали рост в 3,5% (до 1,86 млн т), уголь – в 3,3% (до 2,92 млн т), черные металлы – в 8,1% (до 2,25 млн т). Отсутствие перевалки нефтеналивных грузов в феврале-марте 2016-го, связанное с ведением профилактических работ на заводе «Туапсенефтепродукт» было частично компенсировано увеличением объемов грузопереработки в декабре (+40,6% к декабрю 2015 года). Однако в годовом исчислении перевалка нефтепродуктов на причалах порта уменьшилась на 8,5%.
– Появились ли какие-то новые номенклатуры, которые вы начали обрабатывать?
– В 2016-м году в Туапсинском порту была расширена номенклатура экспорта черных металлов: к традиционным слябам добавились такие новые грузы, как стальная заготовка, катанка, а также значительно вырос объем отгрузки стали в рулонах (+61,8%).
Из трендов прошлого года можно отметить окончательный уход из номенклатуры импортных грузов сахара-сырца, а также отсутствие поставок плодоовощной продукции из Турции, обусловленное санкциями. Переработка импорта из Турции возобновилась лишь с октября 2016 после частичной отмены ограничений, и составила всего 21,4 тыс. т или 13% от показателя 2015 года. В итоге, доля импорта в структуре грузооборота ТМТП в прошедшем году составила всего 0,2 %.
– Что оказывает наибольшее влияние, на ваш взгляд, на рынок стивидорных услуг?
– Основными факторами, влияющими на данный сегмент транспортной отрасли, по-прежнему остаются внешнеэкономические. Основная часть грузооборота ТМТП – это экспорт. Соответственно, пока отечественные зерновые сохраняют на внешнем рынке конкурентоспособную стоимость, загружен и зерновой терминал.
Из других существенных факторов, обеспечивающих эффективность работы порта, стоит отметить отлаженность логистики. В нашем случае это взаимодействие с РЖД, которое позволяет минимизировать потери в грузообороте из-за неравномерности поставок.
– Усилилась ли конкуренция среди участников отрасли?
– Говорить о каких-либо потерях или особом влиянии на грузооборот порта в 2016-м году из-за конкурентной борьбы не приходится. В Туапсинском морском торговом порту ежегодно инвестируются значительные средства в техническое перевооружение, обновление перегрузочной техники, модернизацию и расширение складских площадей, совершенствование информационных систем – все это в комплексе позволяет ТМТП оставаться привлекательными для экспортеров.
Перспективы 2017 года – это продолжение той же планомерной работы по совершенствованию производственных мощностей и соответствующему увеличению пропускной способности порта по перевалке сухих грузов. В первую очередь, это касается перевалки черных металлов. Сохраняем надежду и на возобновление импорта – поставок плодоовощной продукции.
Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.