+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2018 12:36:07
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

К 2022 году можно ожидать существенного снижения предложения флота нефтеналивных судов

Существующий флот для перевозки нефтеналивных грузов водным транспортом нуждается в обновлении, считает генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров.
К 2022 году можно ожидать существенного снижения предложения флота нефтеналивных судов
– Геннадий Вячеславович, какие направления при перевозках танкерами и барже-буксирными составами (ББС) смешанного «река-море» плавания наиболее востребованны сегодня?

– В европейской части страны на южном направлении это перевозка на морские суда-накопители на рейде порта Кавказ с речных портов Татьянка, Самара, Саратов, Кашпир, Октябрьск и др. На северо-западном направлении – в морские порты Финского залива с речных портов Ярославля, Кстово, Нижние Муллы, Уфы, Нижнекамска.

– А какие еще схемы перевозки нефти и нефтепродуктов, в дополнение к перечисленным выше классическим схемам, могут осуществлять на судах смешанного «река-море» плавания?

– В этом случае для перевозки с устьевых речных портов черноморско-азовского бассейна, мелководных морских портов Азовского моря, морских портов Черного и Балтийского моря к европейским и турецким портам такие перевозки могут осуществляться без перевалки (круглогодично). Причем накопление грузов в портах осуществляется подачей железнодорожным и автомобильным транспортом, а также речными судами. В Каспийском море также круглогодично или из портов Каспия на порты Европы через внутренние водные пути России (в весенне-летний сезон). Для перевозки грузов с речных портов, портов Дуная к средиземноморским и турецким портам также могут происходить перевозки без перевалки, как и с речных российских портов и НПЗ в порты Дуная в весенне-летний сезон.

– А что является принципиально важным при выборе вариантов транспортировки?

– Принципиально важно в дополнительных схемах является возможность эксплуатации судов зимой, что существенно влияет на экономику и окупаемость вновь построенных судов. Такие танкеры в морских условиях хорошо работают при перевозке небольших партий нефтепродуктов для конкретного грузополучателя на относительно небольшой дистанции (Турция, Румыния, Болгария, Греция), химических грузов, растительных масел, патоки и т. п.

– А как развивалась динамика в сфере перевозок данного вида грузов речным транспортом?

– За период с 2012 года объем перевозок компаниями – операторами танкеров «река-море» не был стабильным: максимальный объем перевозок пришелся на 2014 год – 17,6 млн т. В 2015-м наблюдалось снижение (–17,1%), когда объем перевозок достиг минимального значения в рассматриваемом периоде – 14,6 млн т. По итогам 2016-го объем перевозок вновь вырос на 19,4% и составил 17,4 млн т (+2,7% по отношению к аналогичному показателю 2012 г).
Грузооборот за весь рассматриваемый период почти не изменился: –1,4% в 2016 году по сравнению с 2012-м. Максимальное значение грузооборота (23,2 млрд т-км) было достигнуто в 2013-м, когда данный показатель вырос по отношению к уровню предыдущего периода на 10,4%. Следующие 2 года наблюдалось снижение (–12,4% в 2014 и –15,7% в 2015 г.), в результате чего грузооборот достиг минимального значения в 17,2 млрд т-км. В 2016-м данный показатель вырос на 20,9%, составив 20,8 млрд т-км.

Средняя дальность перевозок танкеров «река-море» плавания в рассматриваемом периоде изменяется в пределах 1158–1380 км. Максимальный уровень показателя (1380 км) отмечен в 2013 году. По результатам 2016-го средняя дальность составляет 1193 км, что на 4,0% меньше уровня 2012-го.

– А как распределилась структура погрузки?

– По данным одной из ведущих компаний – «В. Ф. Танкер», 97% всего объема перевозок составили нефтепродукты. В номенклатуре нефтепродуктов наибольший удельный вес занимают мазут – 39%, дизельное топливо – 20,5%, вакуумный газойль (ВГО) – 14,9% и жидкий битум – 7,7%.

– Как Вы оцениваете состояние речного флота в данном сегменте перевозок?

– Из исследованных 478 построенных с 1956 по 1999 год нефтеналивных самоходных судов смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных советских серий на сегодня списано 125 судов (26%). Потеряно в катастрофах 11 (8,8%) со средним возрастом 27,6 года. Утилизировано 114 со средним возрастом сдачи на металлолом 34 года. Работает 300 ед. со средним возрастом 34,9 года. По судам типа «Волгонефть» – в работе 135 ед. со средним возрастом 39 лет, причем в наиболее распространенном и популярном проекте 550А/1577 – 105 судов со средним возрастом 42 года. В отстое находится 53 судна со средним возрастом 39,4 года («Волгонефти» – 17 судов, 45,9 года).

Согласно нашим прогнозам, к 2020 году в работе будет примерно 212 судов, к 2025-му – примерно 86 самоходных нефтеналивных судна классических серий, построенных до 2000-го, или 28% от сегодняшнего уровня.

Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота нефтеналивных судов смешанного «река-море» и ограниченного морского плавания и, соответственно, рост ставок на перевозки грузов примерно в 2 раза (оценка на 2022 г. составляет примерно $9–10 тыс.), что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.

Беседовала Екатерина Борисова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions