+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2021 09:14:38
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Если вы покупаете треску из Норвегии, то, возможно, ее выловили в России русские моряки

Ренат Бесолов, тралмастер норвежского краболовного судна «Нордистер» (Northeastern) признался РЖД-Партнеру, что спрос на рыбу из России в Норвегии настолько огромен, что власти страны готовы закупать рыбу у российских моряков, а потом продавать ее в том числе и в российские супермаркеты.
Если вы покупаете треску из Норвегии, то, возможно, ее выловили в России русские моряки
– Ренат, как рыба, выловленная в России, оказывается в Норвегии?

 – У судов, которые рыбачат в Баренцевом море под флагом России, есть выбор – сдать улов или в России, или в Норвегии. В России – это всегда Мурманск. Цена, которую там предлагают, невысокая по сравнению с той, что предлагают в Норвегии. Даже с учетом потерянных дней на переход, трат на топливо и зарплату морякам. К тому же в Норвегии более 600 фабрик готовы купить улов, и они конкурируют друг с другом и предлагают лучшие цены. И она всегда будет выше, чем в Мурманске.

Рыбоперерабатывающие фабрики в Норвегии расположены вдоль всего побережья. По закону норвежские суда обязаны сдавать улов только им, то есть именно фабрика – первичный покупатель морепродуктов. Деньги на счет судовладельца поступают сразу же после выгрузки улова.

 – Как меняется стоимость рыбы, выловленной в России и потом экспортируемой в Россию из Норвегии?

 – Треску непотрошеную вместе с головой сдают на рыбоперерабатывающий завод города Киркенес, это север Норвегии. За килограмм рыбы моряки из России получают примерно 12 норвежских крон за кило, это 98 рублей. Потому в Россию эту рыбу экспортирует одна из 42 крупных компании. Киркенес – ближайший город к Мурманску, их разделяет 200 км. В Мурманске оптовая цена трески (минимум 10 т) начинается от 200 рублей. То есть треска, попадая в Россию, растет в цене вдвое.

В Норвегии около 7 т трески можно вылавливать бесплатно, страна на законодательном уровне разрешила жителям северного региона Finnmark ловить рыбу и сдавать ее на рыбоперерабатывающие фабрики. Сдают не только треску, выловленную по квоте, но и весь прилов, то есть другие виды рыбы, которые попадаются по ходу рыбалки. Разрешен также бесплатный вылов до 1 т королевского краба (Камчатского). Его цена около 350 норвежских крон за кило (около 2,8 тыс. рублей).

 – Зачем это правительству Норвегии?

 – На севере страны никто не хочет жить. Программа, по мнению властей, привлекает переселенцев. Разрешение на бесплатный лов рыбы могут получить даже иностранцы, которые имеют постоянное место жительство на севере Норвегии.

 – В Норвегии есть спрос на моряков из России?

 – Есть, и он огромен. Моряки из России и СНГ никогда не жалуются, никогда не отказываются от работы. Выполняют все максимально качественно и профессионально. Русский дух заметен. Например, я видел, как русский моряк порезал руку, у него через перчатку текла кровь, но он продолжал работать. А через час он снял перчатку, вытер кровь, перебинтовал руку и пошел отдыхать. Норвежец так никогда бы не поступил. Другой случай: русскому моряку зашили руку, а он через два дня вышел и сам просился работать. Ему вынуждены были дать легкую работу, которую можно делать одной рукой, потому что прогнать было невозможно. Таких историй полно. Норвежцы считают русских сильными, выносливыми и крайне храбрыми людьми.

 – Какую зарплату они готовы платить таким сильным людям?

- В Норвегии матросы зарабатывают более $20 тыс. в месяц. Для сравнения, капитаны дальнего плавания других стран зарабатывают не более $10 тыс. Последние годы Норвегия приняла законы, согласно которым иностранцы не могут получать зарплату ниже, чем граждане Норвегии. Есть закон о разделении процентов от дохода судна между всеми членами экипажа. То есть на рыболовных судах 50% всего дохода делится на весь экипаж. На краболовных судах это 30%. Зарплата матросов практически на всех промысловых судах под норвежским флагом составляет около $8 тыс. в месяц, но здесь зарплату считают по суткам, проведенным на борту, в среднем это примерно $266 за одни сутки.

 – Сегодня в мире пандемия коронавируса. Сколько должен будет заплатить моряк из России за лечение, если он заразится?

 – Лечение оплачивается по страховке, которую работодатель и судовладелец обязан оформить всем морякам. Да, в страховках с недавнего времени появился пункт – лечение от коронавируса.

 – Как коронавирус изменил условия пребывания на судне?

 – Условия изменились сильно. Теперь тестируют на коронавирус сразу же по прибытии в Норвегию, в аэропорту. Тесты бесплатны, результат – через 15 минут. Но двухнедельный карантин обязателен и не зависит от результата теста. Судовладелец арендует морякам отдельные номера в отеле, трехразовое питание включено. Я за эти две недели вынужденного безделья прошел морское обучение онлайн. Однажды позвонили из Министерства здравоохранения Норвегии и поинтересовались режимом дня, а именно выходим ли мы на прогулку. Мы же русские, мы сразу ответили, что нет, ведь в России за прогулку на карантине штрафуют. Нам ответили, что гулять необходимо, но запрещено заходить в общественные места, в том числе и в общественный транспорт.

Начало пандемии мы не застали, были в море за Северным полярным кругом. Вернулись совсем в другой мир. Нам нельзя было сходить на берег, никто не знал, как защититься. Были те, кто паниковал от любого чиха.

 – А что сейчас происходит, если заболел кто-то из членов экипажа?

 – Если у кого-то из членов экипажа поднимается температура, появляется слабость или потеря запаха и вкуса, то капитан сообщает на берег о возможном заболевании. После прибытия в порт на судно поднимаются врачи и берут у всего экипажа PCR-тесты. Даже при единичном заражении на карантин уходит все судно, а инфицированного увозят в госпиталь. Судно две недели стоит на карантине, ежедневно измеряется температура всему экипажу. Выход в море запрещен, выход экипажа на берег запрещен. Через две недели повторное тестирование.

 – Можно ли сравнивать рыбодобывающий флот Норвегии и России?

 – В России вся рыбная отрасль была заложена в СССР. Да, множество российских судов, которые работают сейчас, были построены еще в СССР. Но они все равно работают. Суда, где минимизирован ручной труд, как правило, имеют больший улов, а значит, на них и зарабатывают больше.

Но в последние годы в России ведется программа реновации флота. И поэтому в море появляется все больше новых судов под российским флагом, которым даже завидуют судовладельцы Норвегии.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions