На протяжении длительного времени портовая отрасль демонстрировала положительную динамику и высокие темпы развития. За прошедшие четверть века портовые мощности приросли более, чем в 5 раз и по состоянию на 1 января 2024 года достигли рекордных значений в 1368 млн т. Объемы переваливаемых в портах грузов выросли с 162 млн т в 1999 году до 906,5 млн т в 2023-м.
Морские порты РФ развивались преимущественно на частные инвестиции
В этот период реализовывались крупнейшие инвестиционные программы: ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» на период до 2024 года, в рамках которых финансирование осуществлялось за счет средств Российской Федерации и бизнеса. Причем соотношение частных и государственных инвестиций не опускалось ниже чем 5/1–10/1.
«К сожалению, в 2024 году, второй раз за всю новейшую историю портов (первый раз в 2022 году), мы наблюдали тенденцию к снижению грузооборота российских портов (грузооборот за 11 месяцев уменьшился на 2% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составил 815,1 млн т), вызванную недостаточными темпами развития общей магистральной транспортной инфраструктуры российских дорог в направлении портов, сложностями реализации инвестиционных планов основных инфраструктурных транспортных компаний. Не последнюю роль в этом играют механизмы финансирования проектов, механизмы заимствования, стоимость кредитных средств», – указывается в обращении стивидоров.
Государство наметило цели
При этом принятые документы стратегического развития Российской Федерации – национальный проект «Эффективная транспортная система» предусматривают увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза, а также дальнейшее увеличение мощностей морских портов с 2024 по 2030 годы до 1611 млн т, в том числе в рамках международных транспортных коридоров.
Соответствующая потребность в инвестициях в порты составит:
● частные: 580 млрд руб.
● федеральные: 119 млрд руб.
Кроме того, участники отрасли заявили еще о 33 проектах, не вошедших в состав национального проекта, планируемых к реализации в 11 портах в период до 2030 года, и предполагающих частные инвестиции на общую сумму свыше 300 млрд руб.
Как этих целей добиться?
Однако целенаправленное санкционное давление на инвесторов со стороны недружественных стран, а также имеющиеся в российском законодательстве ограничения на формирование доходной части портовых проектов в иностранной валюте создают существенные препятствия для кредитования за пределами РФ. А практически запретительная базовая ставка Центробанка не позволяет участникам отрасли использовать заемные средства для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, указанный выше национальный проект «Эффективная транспортная система» до 2030 года сформирован правительством РФ со значительным дефицитом федерального финансирования, а принятый закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» 419-ФЗ от 30.11.2024 года этот дефицит увеличил.
«Таким образом, с учетом перечисленных выше обстоятельств, практически единственным финансовым инструментом не только дальнейшего развития, но и обеспечения текущей деятельности отрасли является использование собственных средств предприятий отрасли», – пришли к выводу стивидоры.
Что думает ЦБ России
В ЦБ России ответили на письмо о необходимости господдержки портовой отрасли.
Департамент денежно-кредитной политики Банка России считает, что в условиях высоких ставок основой частных инвестиций в России должен стать собственный капитал, который вкладывают акционеры, принимая на себя риски бизнес-проекта, изменения рыночной конъюнктуры.
«Полагаться только на заемное финансирование и допускать ускорение роста кредитной нагрузки, не пропорциональное динамике доходов предприятий, чревато существенными сложностями с обслуживанием долга», – указывается в ответе заместителя директора Департамента денежно-кредитной политики – начальника Управления комплексных аналитических работ ЦБ России Дарьи Коротковой.
По ее словам, в условиях высоких процентных ставок в качестве альтернативы банковским кредитам компании могут активнее привлекать долевое финансирование. «Приведение своей структуры капитала (соотношения собственных и заемных средств) к более сбалансированной и устойчивой к конъюнктуре финансового рынка является необходимым условием качественного развития экономики в дальнейшем. Развитию именно долевого финансирования в России будет уделено особое внимание в предстоящие годы», – подчеркивается в ответе представителя ЦБ России.
Почему было необходимо повышение ключевой ставки
Д. Короткова также напомнила, что повышение ключевой ставки в 2023 и 2024 годах – это необходимая мера, направленная на возвращение инфляции к цели (4%). Причина высокого темпа роста цен в том, что расширение спроса значительно опередило прирост производственных возможностей. Для быстрого наращивания предложения в России не хватает рабочей силы, оборудования и технологий. Чтобы эти ограничения стали менее острыми, нужно время.
Если спрос при этом продолжит расти так же быстро, то инфляция будет ускоряться. Следствием высокой инфляции будет в том числе удорожание инвестиционных проектов и рост издержек компании.
Экономика постепенно реагирует на ужесточение денежно-кредитной политики. Но пока инфляционное давление все еще остается высоким.
В декабре годовая инфляция составила 9,5%. Поэтому сейчас необходимо продолжить проведение жесткой денежно-кредитной политики, чтобы сдержать избыточный спрос, поддержать более высокую норму сбережений.
По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
По мере устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий можно будет постепенно перейти к снижению ключевой ставки, сохраняя необходимую степень жесткости денежно-кредитных условий для поддержания дезинфляционного процесса.
Бизнесу следует умерить темпы развития?
«Ценовая стабильность необходима как населению, так и бизнесу. Она способствует повышению доступности заемного финансирования внутри страны, что имеет особое значение в условиях ограничения внешнего финансирования. Только в условиях низкой инфляции могут формироваться умеренные долгосрочные рыночные процентные ставки», – подчеркивается в ответе ЦБ России.
Проведение ответственной денежно-кредитной политики, которая будет поддерживать инфляцию на низком уровне, в конечном счете позволит обеспечить умеренный уровень долгосрочных ставок для всех отраслей экономики, повысит доступность финансирования для бизнеса и граждан.
При этом в ЦБ России не видят опасного замедления развития российской экономики. Такой вывод сделан на основе опросов, которые проводятся Банком России на ежемесячной основе по выборке, включающей более 15 тысяч предприятий, (как крупных и средних, так и малых) из различных секторов экономики – промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли, сферы услуг во всех субъектах РФ.
При этом данные мониторинга носят опережающий характер по отношению к данным официальной статистики, а также содержат экспертные оценки руководителей предприятий относительно не только текущих, но и ожидаемых изменений в основных сферах деятельности. Такая информация особенно актуальна в период адаптации бизнеса к меняющимся внешним и внутренним экономическим условиям.
Иными словами, частному бизнесу сейчас следует преимущественно опираться на собственные средства. И не рисковать вкладываться в проекты, на которые у него не хватает таковых.