• Ставка на полувагон
    1975
    -3.8 %
    руб./сут.
    август 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.78 0 EUR ЦБ РФ 73.98 0
    BTC 10158.08 usd BTC 667995.34 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2019 11:03:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортная безопасность или имитация бурной деятельности?

Теракты в США 11 сентября 2001 года привели к резкому ужесточению процедур, обеспечивающих безопасность не только объектов гражданской авиации, но и других видов транспорта. В морском транспорте это нашло отражение в принятом Международном кодексе по охране судов и портовых средств (ISPS).
Транспортная безопасность или имитация бурной деятельности?
В России в феврале 2007 года был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», создана нормативно-правовая база обеспечения охраны портовых средств, проводятся экспертизы по оценке уязвимости объектов портовой инфраструктуры, разрабатываются планы охраны портовых сооружений, ведется работа по подготовке специалистов в данной области, предусмотрены силы и средства физической защиты, а также защитное инженерно-техническое обеспечение инфраструктуры портов.

Работа кипит, задействованы тысячи сотрудников, хозяйственниками исписывается тоннами бумага на оценки уязвимости, планы действий, всевозможные отчеты, и при этом тратятся на все это миллионы рублей. Вот только в отличие от гражданской авиации, где жертвы терроризма исчисляются сотнями человеческих жизней, терактов в портах России не было.

Основные проблемы портовиков связаны с реальными угрозами техногенного и эксплуатационного характера, производственным травматизмом, пожарами. Тем не менее все больше и больше сил и средств портовиков тратится на обеспечение транспортной безопасности, оставляя нерешенными более важные проблемы предприятий.

Так, для Ростовского порта с численностью 450 работников требуется штат из 65 сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность. Общие затраты, связанные с необходимостью обеспечить все требования закона, составляют около 60 млн руб. в год. Этим финансовым средствам можно было бы найти более полезное для предприятия применение. Например, направить их на обновление и модернизацию портовой техники, внедрение современных технологий производства.

Взвалив на хозяйствующие субъекты функцию защиты от проявлений терроризма, силовики и государственные инспекции тут же, наряду с транспортной прокуратурой, трансформировались из полноправных субъектов антитеррористической деятельности в сугубо контрольно-надзорные органы и выстроились в длинную очередь проверяющих по вопросам транспортной безопасности, которым даже закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не помеха.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности тоже впечатляет и выражается в виде штрафа для юридических лиц до 200 тыс. руб., а при повторном нарушении – вплоть до приостановления деятельности предприятия. 

Конечно, логично было бы компенсировать такие расходы, свалившиеся из ниоткуда, за счет увеличения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, переложив таким образом эти затраты на грузоотправителей. Однако цены на услуги погрузки, выгрузки и хранения грузов в морских портах регулируются государством, а посему произвольно увеличивать тарифы портовики не имеют возможности.

В связи с этим складывается впечатление, что государство в лице своих министерств и ведомств, издающих подзаконные акты, раскрывающие и уточняющие положения Федеральных законов по безопасности, абстрагировалось от выполнения своих прямых обязанностей в данном вопросе, переложив их выполнение на плечи хозяйствующих субъектов.

Между тем безопасность граждан и юридических лиц, в том числе и транспортная, обеспечивается и гарантируется государством, равно как и защита от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Это одна из главных задач государства.

Задачи, поставленные в законе «О транспортной безопасности», можно успешно решать в рамках законов «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности», «О полиции».

Именно для этих целей в государстве создан и функционирует целый ряд силовых министерств и ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ). Военнослужащие вооруженных сил, сотрудники спецслужб, Нацгвардия существуют за счет государства, а значит, за счет уплачиваемых теми же хозяйствующими субъектами налогов, и выполняют свои обязанности во имя государства и граждан, в нем проживающих.

И именно во исполнение нормативного регулирования одного из направлений деятельности вышеуказанных органов и принят закон «О транспортной безопасности». Он определяет, что обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. 

Между тем подзаконными актами, изданными во исполнение вышеуказанного закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, возложены на субъекты транспортной инфраструктуры – владельцев объектов транспортной инфраструктуры.

Основной же обязанностью операторов морских терминалов является обеспечение непрерывности оказания соответствующих услуг в морском порту. В том числе организация и установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта. Но никак не обязанность по отражению террористических атак.

Стивидорные компании должны заниматься погрузочно-разгрузочными операциями, обработкой грузов – в этом их главная задача и цель. Ради нее подобные компании создаются и функционируют, обеспечивая внутреннюю и внешнюю торговлю государства. 

Безусловно, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны участвовать в обеспечении транспортной безопасности. Но только в части предоставления возможности надлежащего размещения сотрудников охраны, предоставления оборудованных помещений на своей территории, доступа к средствам связи и коммуникациям, коммунальному обеспечению.

Непосредственное материальное содержание необходимого количества сотрудников охраны, выплата им заработной платы, пособий должно быть возложено на государство, но никак не на сами субъекты транспортной инфраструктуры. Последние и так обременены огромным количеством как прямых, так и косвенных налогов.

Так, обязанность по содержанию пунктов пропуска через государственную границу возложена на собственников помещений, где размещаются государственные контрольные органы. АО «Ростовский порт» также несет бремя таких затрат.

Все это, по своей сути, является косвенными налогами, равно как и навязывание услуг по заключению договоров с различными вневедомственными подразделениями по обеспечению транспортной безопасности, требующих за свои услуги несоизмеримую цену.

Возможно, что применительно к действительно потенциально опасным с точки зрения транспортной безопасности объектам, таким как аэропорты, пассажирские вокзалы и т. п., действительно необходимо наличие значительного количества сотрудников охраны либо дополнительных мер защиты.

Но применительно к таким хозяйствующим субъектам, как операторы портовых терминалов (причем не пассажирских, а грузовых), вне зависимости от их юридического статуса, требования подзаконных актов федерального законодательства в части обеспечения в том числе и транспортной безопасности в указанных масштабах, да еще и за счет самих же субъектов транспортной инфраструктуры, являются чрезмерно завышенными.

Увеличение затрат субъектов транспортной инфраструктуры на обеспечение транспортной безопасности неизменно влечет за собой повышение стоимости производимых ими товаров и оказываемых услуг, что играет негативную роль как для самих хозяйствующих субъектов (низкая конкурентоспособность, в том числе и в сфере экспортных услуг), так и отрицательно отражается для экономики страны в целом.

Данное положение вещей одновременно крайне негативно сказывается на возможности дальнейшего развития портов, а значит, и на развитии регионов, в которых порты расположены.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

УПК в Приморске: самый экологичный порт или новая Находка?

УПК в Приморске: самый экологичный порт или новая Находка?
К 2022 году в Приморске будет построен универсальный погрузочный комплекс. Планируемый грузооборот порта – до 70 млн т в год, из которых 25 млн т отводится углю. Общая площадь портового комплекса составит 760 га, будет создано около 4 тыс. рабочих мест. Несмотря на то, что подготовка к строительству идет полным ходом – уже вырублены целые гектары лесов в зоне будущей застройки, – споры об экологичности данного проекта продолжаются. РЖД-Партнер выяснил, чего опасаются защитники природы и настолько ли опасна работа будущего УПК на самом деле.
РЖД-Партнер

Предварительное информирование на водном транспорте стало в России обязательным

Предварительное информирование на водном транспорте стало в России обязательным
Информационная система таможенных органов оказалась не готова к введению обязательного представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) водным транспортом. Об этом РЖД-Партнеру сообщил заместитель председателя Общественного совета при Росгранице, директор проекта Single Window в Sea Express Group Владимир Коростелев.
РЖД-Партнер

Глубоководный порт в Янтарном: туманные перспективы или реальные эффекты?

Глубоководный порт в Янтарном: туманные перспективы или реальные эффекты?
Президент РФ Владимир Путин согласился поддержать проработку проекта по созданию глубоководного порта в поселке Янтарный Калининградской области. Помощник президента Андрей Белоусов предложил региональному правительству разработать и передать Белому дому до 1 июля бизнес-план проекта. Тот, в свою очередь, должен будет рассмотреть проект до 1 сентября. Предполагаемая мощность порта может составить 48 млн т, стоимость – 200 млрд руб.

  1. ОАО «РЖД» разрешило досрочно (телеграмма № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г.), за полгода до вступления в силу приказа Минтранса (№ 66 от 04.03.2019 г.), перевозить некоторые виды скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах вместо рефрижераторов. Позволит ли это решение привлечь новые грузы на железную дорогу и как этот шаг отразится на работе операторов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort