+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2019 11:03:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортная безопасность или имитация бурной деятельности?

Теракты в США 11 сентября 2001 года привели к резкому ужесточению процедур, обеспечивающих безопасность не только объектов гражданской авиации, но и других видов транспорта. В морском транспорте это нашло отражение в принятом Международном кодексе по охране судов и портовых средств (ISPS).
В России в феврале 2007 года был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», создана нормативно-правовая база обеспечения охраны портовых средств, проводятся экспертизы по оценке уязвимости объектов портовой инфраструктуры, разрабатываются планы охраны портовых сооружений, ведется работа по подготовке специалистов в данной области, предусмотрены силы и средства физической защиты, а также защитное инженерно-техническое обеспечение инфраструктуры портов.

Работа кипит, задействованы тысячи сотрудников, хозяйственниками исписывается тоннами бумага на оценки уязвимости, планы действий, всевозможные отчеты, и при этом тратятся на все это миллионы рублей. Вот только в отличие от гражданской авиации, где жертвы терроризма исчисляются сотнями человеческих жизней, терактов в портах России не было.

Основные проблемы портовиков связаны с реальными угрозами техногенного и эксплуатационного характера, производственным травматизмом, пожарами. Тем не менее все больше и больше сил и средств портовиков тратится на обеспечение транспортной безопасности, оставляя нерешенными более важные проблемы предприятий.

Так, для Ростовского порта с численностью 450 работников требуется штат из 65 сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность. Общие затраты, связанные с необходимостью обеспечить все требования закона, составляют около 60 млн руб. в год. Этим финансовым средствам можно было бы найти более полезное для предприятия применение. Например, направить их на обновление и модернизацию портовой техники, внедрение современных технологий производства.

Взвалив на хозяйствующие субъекты функцию защиты от проявлений терроризма, силовики и государственные инспекции тут же, наряду с транспортной прокуратурой, трансформировались из полноправных субъектов антитеррористической деятельности в сугубо контрольно-надзорные органы и выстроились в длинную очередь проверяющих по вопросам транспортной безопасности, которым даже закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не помеха.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности тоже впечатляет и выражается в виде штрафа для юридических лиц до 200 тыс. руб., а при повторном нарушении – вплоть до приостановления деятельности предприятия. 

Конечно, логично было бы компенсировать такие расходы, свалившиеся из ниоткуда, за счет увеличения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, переложив таким образом эти затраты на грузоотправителей. Однако цены на услуги погрузки, выгрузки и хранения грузов в морских портах регулируются государством, а посему произвольно увеличивать тарифы портовики не имеют возможности.

В связи с этим складывается впечатление, что государство в лице своих министерств и ведомств, издающих подзаконные акты, раскрывающие и уточняющие положения Федеральных законов по безопасности, абстрагировалось от выполнения своих прямых обязанностей в данном вопросе, переложив их выполнение на плечи хозяйствующих субъектов.

Между тем безопасность граждан и юридических лиц, в том числе и транспортная, обеспечивается и гарантируется государством, равно как и защита от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Это одна из главных задач государства.

Задачи, поставленные в законе «О транспортной безопасности», можно успешно решать в рамках законов «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности», «О полиции».

Именно для этих целей в государстве создан и функционирует целый ряд силовых министерств и ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ). Военнослужащие вооруженных сил, сотрудники спецслужб, Нацгвардия существуют за счет государства, а значит, за счет уплачиваемых теми же хозяйствующими субъектами налогов, и выполняют свои обязанности во имя государства и граждан, в нем проживающих.

И именно во исполнение нормативного регулирования одного из направлений деятельности вышеуказанных органов и принят закон «О транспортной безопасности». Он определяет, что обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. 

Между тем подзаконными актами, изданными во исполнение вышеуказанного закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, возложены на субъекты транспортной инфраструктуры – владельцев объектов транспортной инфраструктуры.

Основной же обязанностью операторов морских терминалов является обеспечение непрерывности оказания соответствующих услуг в морском порту. В том числе организация и установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта. Но никак не обязанность по отражению террористических атак.

Стивидорные компании должны заниматься погрузочно-разгрузочными операциями, обработкой грузов – в этом их главная задача и цель. Ради нее подобные компании создаются и функционируют, обеспечивая внутреннюю и внешнюю торговлю государства. 

Безусловно, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны участвовать в обеспечении транспортной безопасности. Но только в части предоставления возможности надлежащего размещения сотрудников охраны, предоставления оборудованных помещений на своей территории, доступа к средствам связи и коммуникациям, коммунальному обеспечению.

Непосредственное материальное содержание необходимого количества сотрудников охраны, выплата им заработной платы, пособий должно быть возложено на государство, но никак не на сами субъекты транспортной инфраструктуры. Последние и так обременены огромным количеством как прямых, так и косвенных налогов.

Так, обязанность по содержанию пунктов пропуска через государственную границу возложена на собственников помещений, где размещаются государственные контрольные органы. АО «Ростовский порт» также несет бремя таких затрат.

Все это, по своей сути, является косвенными налогами, равно как и навязывание услуг по заключению договоров с различными вневедомственными подразделениями по обеспечению транспортной безопасности, требующих за свои услуги несоизмеримую цену.

Возможно, что применительно к действительно потенциально опасным с точки зрения транспортной безопасности объектам, таким как аэропорты, пассажирские вокзалы и т. п., действительно необходимо наличие значительного количества сотрудников охраны либо дополнительных мер защиты.

Но применительно к таким хозяйствующим субъектам, как операторы портовых терминалов (причем не пассажирских, а грузовых), вне зависимости от их юридического статуса, требования подзаконных актов федерального законодательства в части обеспечения в том числе и транспортной безопасности в указанных масштабах, да еще и за счет самих же субъектов транспортной инфраструктуры, являются чрезмерно завышенными.

Увеличение затрат субъектов транспортной инфраструктуры на обеспечение транспортной безопасности неизменно влечет за собой повышение стоимости производимых ими товаров и оказываемых услуг, что играет негативную роль как для самих хозяйствующих субъектов (низкая конкурентоспособность, в том числе и в сфере экспортных услуг), так и отрицательно отражается для экономики страны в целом.

Данное положение вещей одновременно крайне негативно сказывается на возможности дальнейшего развития портов, а значит, и на развитии регионов, в которых порты расположены.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions