Он отмечает, что сегодня в нормативно-правовой среде нет единого понимания единого окна, но в ряде документов есть закрепление одного окна. В частности, в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» правительству страны при разработке нацпрограммы в сфере развития международной кооперации и экспорта определено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить организацию к 2021-му «взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу одного окна». Кроме того, постановление правительства от 26 апреля 2019 года № 507 говорит о необходимости введения в эксплуатацию информационной системы «Одно окно» на базе цифровой платформы Российского экспортного центра.
При этом в мае 2020-го вступила в силу новая редакция рекомендации № 33 Европейской экономической комиссии ООН 2005 года «Рекомендации и руководящие принципы по созданию единого окна.
«Используем ли мы сегодня терминологию и философию единого окна? Да. Самый яркий пример – свободный порт Владивосток. Оказывается, что мы уже контроль в пунктах пропуска должны осуществлять с применением механизма единого окна. То есть у нас нет общей регуляторики, но, оказывается, мы уже работаем по этой идеологии», – комментирует он. Напомним, что об открытии для резидентов свободного порта Владивосток единого окна еще в конце 2017 года заявил полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
А. Кожанков отмечает, что сама актуальность введения и функционирования механизма единого окна чрезвычайно высока. «В практике создания одного окна в РФ не хватает самого главного – политической воли. Да, она стала реализовываться через создание правовой среды, организационного и финансового обеспечения. Но на сегодня участники рынка под ним видят разный круг общественных отношений, которые должны быть охвачены этим единым окном.
Для того что исправить положение дел и привести все несоответствия к единому знаменателю, необходимо наличие политической воли, кадров (как один из главных факторов), финансирование и создания правового регулирования. А именно – принять решение о наделении конкретного федерального органа исполнительной власти полномочиями по выработке государственной политики нормативно-правового регулирования. С учетом статуса таким органом должно стать Минэкономразвития России, считает А. Кожанков.
Также необходимо внести изменения в разработанную концепцию единого окна и принять федеральный закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания и обеспечения функционирования системы «единое окно» в сфере внешнеэкономической деятельности.
Создание единого окна – это международное обязательство РФ как инструмента, направленного на увеличение трансграничного взаимодействия, резюмирует спикер.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.