+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.05.2019 12:44:58
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Глубоководный порт в Янтарном: туманные перспективы или реальные эффекты?

Президент РФ Владимир Путин согласился поддержать проработку проекта по созданию глубоководного порта в поселке Янтарный Калининградской области. Помощник президента Андрей Белоусов предложил региональному правительству разработать и передать Белому дому до 1 июля бизнес-план проекта. Тот, в свою очередь, должен будет рассмотреть проект до 1 сентября. Предполагаемая мощность порта может составить 48 млн т, стоимость – 200 млрд руб.
Важно заметить: попытки создания порта в Янтарном предпринимаются не первый раз.

Эксперт отрасли пояснил РЖД-Партнеру, что при изначальном обсуждении основной идеей строительства являлось создание незамерзающего узлового контейнерного порта на Балтике с возможностью доступа с океанических линий. За время обсуждения этого проекта и поиска инвесторов подобные порты появились в Польше. Они несколько перехватили инициативу.

При этом в начале января текущего года губернатор региона Антон Алиханов сообщил, что власти Калининграда изучают возможность строительства глубоководного морского порта возле поселка Янтарный. По его словам, в составе порта может быть построен контейнерный терминал мощностью 35 млн т, терминал наливных грузов мощностью 4,9 млн т и другие терминалы. В общей сложности мощность порта составит около 48 млн т грузов.

А. Алиханов отметил, что этот проект продиктован изменениями в транзитной политике, которые наблюдаются в течение последних 1,5 лет. «Мы видим рост интереса со стороны азиатов, европейцев в транзите через наши мощности, поэтому вполне допускаю, что реализация такого проекта становится более близкой», – сказал губернатор.

Совсем недавно руководитель представительства правительства Калининградской области при правительстве РФ Денис Салий в интервью РЖД-Партнеру сообщил, что Антон Алиханов и генеральный директор АО «ОХК «Уралхим» Сергей Момцемлидзе обсуждали в середине апреля планы по строительству глубоководного порта. В частности, Д. Салий рассказал, что проектом предусмотрено строительство порта, а также транспортной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование объекта.

Что касается потенциальных инвесторов, в настоящий момент интерес к проекту проявляют и иностранные инвесторы, в том числе из Китая и арабских стран. В значительной степени это обусловлено льготами особой экономической зоны Калининградской области.

«Проект создания глубоководного порта в западной части Калининградской области на сегодняшний день является одним из самых масштабных стратегических проектов региона, который позволит в полной мере реализовать транспортный потенциал территории», – подытожил чиновник.

Директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин в разговоре с РЖД-Партнером высказал сомнения в целесообразности появления порта. «Я думаю, что его строительство не даст ничего. Была предпринята не одна попытка, и они кончились ничем. И если тогда это был спорный проект, теперь он, бесспорно, ненужный. У него нет грузовой базы и никакой перспективы», – прокомментировал он.

В свою очередь, исполнительный директор ООО «Феникс» (оператор и собственник многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка») Алексей Шуклецов отмечает: портов много не бывает. Создание порта в поселке Янтарный он называет нормальной, но рискованной идеей. «Этот риск связан с тем, что Калининград является эксклавом и, соответственно, доставка российских грузов по территории Литвы может быть в любой момент остановлена. Необходимо понять: если РЖД или правительство РФ понимают, как этот риск фиксировать, тогда, наверное, нужно строить этот порт. А если это до конца непонятна ситуация, то это серьезный вопрос», – заявил он.

Профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов отмечает, что если речь идет о порте на 1 млн TEU, очевидно, что он будет призван встроиться в конкурентную борьбу за контейнерные потоки.

«В порты нашей страны, к сожалению, крупнейшие суда не заходят. Их принимает лишь ограниченное число крупнейших портов мира, к примеру, недавно построенный терминал в Гданьске. Почему? Во-первых, тяжело ходить по шхерам датских проливов, во-вторых, это экономически нецелесообразно. Лучше зайти в глубоководный порт на межконтинентальном маршруте, выгрузиться и потом развести груз по побережью на малых судах», – поясняет он.

В этом смысле России нужен порт, в котором преобладающей долей операций был бы трансшипмент (перевалка без смены вида транспорта). Как правило, такие порты не требуют территории, наилучшее положение для них – островное.

«Из этих соображений, если мы говорим про порт-хаб, то Калининград – это наиболее подходящее место. Это эксклавное (островное) положение, близость к морю, по которому ходят крупные корабли, наличие квалифицированной рабочей силы. В Черном море слишком много проливов, Каспийское – вообще не море, на Дальнем Востоке такой порт сделать трудно, потому что там близки азиатские хабы, а уж развозить оттуда по стране – нонсенс», – считает А. Кузнецов.

По его словам, в России есть достаточный опыт проектирования, строительства хороших портов и их умелого управления. Но камнем преткновения является наличие груза и тех судов, которые бы в него пойдут.

«Объем контейнерного грузопотока напрямую связан с экономикой страны. И хорошее ли время сейчас? Строительство порта очень затратно: инфляция привела к тому, что порты подорожали. Но это уже вопрос большой политики и большого бизнеса. Если есть договоренность с какими-то крупными операторами, тогда вопрос его создания – реальный. Если нет, то его строительство очень рискованно для государства. Позволить себе это может только частный инвестор, который имеет свои интересы, лежащие в одной плоскости и не противоречащие интересам государства», – подытожил А. Кузнецов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions