+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2022 11:10:48
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Дальний Восток просит не торопиться с началом II этапа программы инвестквот под строительство рыболовецких судов

14 декабря Госдума планирует рассмотреть во втором чтении изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Поправки предусматривают изъятие в 2023 году у пользователей всей квоты вылова крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленной за ними по историческому принципу до 2033-го. Затем состоится II этап распределения инвестиционных квот в обмен на развитие добычи, переработки и строительство флота.
На берегу неспокойно

В первоначальной редакции законопроекта предполагается дополнительно выставить на аукционы 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов (с учетом предыдущих квот речь идет о 100% краба), а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морской гребешок, трубач, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.

По этому поводу в дальневосточных регионах выразили обеспокоенность. Как заявила сенатор Совфеда от Приморского края Людмила Талабаева, рыбопромысловые организации выступают единогласно против новых законодательных инициатив. «Принятие законопроекта может привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям, а именно – к срыву исполнения обязательств перед кредитными организациями по заключенным контрактам, прекращению реализации долгосрочных программ, инвестиционных проектов, банкротству предприятий, сокращению рабочих мест в удаленных поселках», – подчеркнула сенатор.

Свои возражения представили и в Хабаровском крае. «Концептуально мы не поддерживаем данный законопроект, – говорила ранее председатель краевой думы Ирина Зикунова. – Мы должны сосредоточиться на защите интересов предприятий рыбохозяйственной отрасли края».

Квоты под киль

Спустя четверть века Россия приблизилась к ежегодному объему вылова в 5 млн т. При этом есть возможность увеличить добычу еще на 1 млн т за счет Дальнего Востока, но нужны дополнительные мощности для промысла.

В Росрыболовстве считают успешным, как реализуется I этап программы строительства флота под квоты. Объемы инвестиций в отрасль за 5 лет выросли в 2,7 раза, составив в 2021 году 77 млрд руб. Весомая часть средств пошла на заказ новых судов: всего в рамках I этапа распределения инвестиционных квот победители аукционов должны построить 106 ед. флота. Без этих контрактов средний возраст занятого на промысле флота к 2030 году составил бы более 40 лет. Суда стали бы непригодны для последующей модернизации.

По словам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, решение о внедрении механизма инвестиционных квот было верным. Несмотря на поэтапное увеличение сроков закрепления квот по так называемому историческому принципу для того, чтобы рыбаки, как казалось, могли инвестировать в развитие своего бизнеса, обновления производственного фонда отрасли практически не происходило на протяжении всех этих лет. Износ флота подходил к критическому уровню.
С учетом заказов по итогам I этапа произойдет обновление на 80% мощностей флота Северного бассейна и на 40% – флота Дальнего Востока (дальневосточники обеспечивают 70% всех уловов в стране). К 2030 году возраст судов сократится до 21 года. Если будет реализован II этап, флот омолодится в среднем до 9 лет.
«Конечно, необходимо строительство новых судов, необходимо строительство и новой инфраструктуры, не хватает холодильных мощностей на Дальнем Востоке, необходимо развивать специализированные портовые мощности», – говорит глава Росрыболовства.

Не дали краба

Однако те, кто выступает против нынешних поправок в ФЗ, предлагают сначала дождаться результатов I этапа программы строительства флота под квоты и только потом переходить к дальнейшему. Кроме того, многие местные рыболовецкие компании сегодня оказались в непростом экономическом положении (в частности, краболовам был закрыт рынок США, где пользовался спросом тихоокеанский продукт).

По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, необходимо сдвинуть сроки запуска II этапа программы инвестквот на 2026 год, а по крабам не менять ничего до 2034-го, когда завершат свое действие уже заключенные на 15 лет договоры.
Объединение призывает учесть опыт реализации I этапа и не выставлять на аукционы все объемы глубоководных крабов, а также отказаться от квот добычи моллюсков и прочих водных беспозвоночных в инвестиционных целях.

В Росрыболовстве заверили, что слышат критику со стороны регионов. Готовятся поправки по поводу исключения моллюсков и других ценных морепродуктов для распределения на аукционах. Также предполагается найти решение для малого и среднего бизнеса.

Включение крабов в список инвестиционных объектов промысла было серьезной ошибкой и просчетом, считает Л. Талабаева. Аукционы по шести лотам глубоководных крабов состоялись лишь с семи попыток – и то после того, как начальная цена лотов была снижена в 3 раза.

«В результате этих действий неосвоенными остались порядка 10 тыс. т крабов, готовые к промыслу суда были поставлены на перестой, люди были лишены возможности работать, государство потеряло значительные суммы ввиду фискальных сборов», – сказала сенатор.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions