Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отчитался, что ФЗ «О северном завозе», направленный на создание правовых и организационных основ, действует уже год. Он вступил в силу с 1 апреля 2024 года.
«Закон касается более 10 млн человек в 21 регионе России. У общества высокие ожидания от этого закона, что позволит сделать доставку в труднодоступные удаленные районы более быстрой и предсказуемой. Главное – сдержать рост цен на товары», – сказал А. Чекунков.
За 2024 год северным завозом было перевезено 3,4 млн тонн грузов жизнеобеспечения. В планах на текущий год – доставить 3,5 млн тонн грузов. Однако власти признают, что путь к тому, чтобы северный завоз работал как целостная система, еще продолжается.
Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко отметил, что для работы ФЗ «О северном завозе» был принят ряд подзаконных актов. В том числе – о едином морском операторе северного завоза. А. Шевченко сказал, что до конца года будет апробироваться пилотный проект единого морского оператора северного завоза на Чукотке, однако, по его мнению, в пилотный проект также необходимо включить регионы центральной и западной части Арктической зоны. Это необходимо сделать, так как условия доставки грузов с западной и восточной частей Арктики имеют существенные различия.
«Это позволит определить особенности функционирования единого морского оператора с учетом схем доставки грузов северного завоза, характерных для разных арктических регионов», – уточнил А. Шевченко.
В целом, «пилот» позволит определить оптимальные механизмы поставки грузов северного завоза.
О пристальном взгляде на законодательство при развитии северного завоза сказал и председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
«Для успешного развития Дальнего Востока и Арктики предстоит большая работа, важно вести в постоянном режиме мониторинг правоприменения закона о северном завозе и готовить предложения по внесению в него изменений. Тем более, уже конкретные наработки и предложения есть. Многолетняя мерзлота – по этому вопросу надо действовать более решительно. В этом году появился еще один регион, который принял сам свой специальный закон о мерзлоте, – это Чукотка (был принят закон «О рациональном природопользовании в криолитозоне и охране мерзлотных ландшафтов Чукотского автономного округа». – Прим. ред.). Но, по нашему мнению, координация необходима и на федеральном уровне. Мы не случайно говорили о необходимости отдельного федерального закона, который упорядочил бы отношения и обеспечил единый межрегиональный и межведомственный подход в данном вопросе».
Отметим, что на Чукотке закон был принят ради безопасного и эффективного осуществления хозяйственной деятельности в условиях деградации многолетней (вечной) мерзлоты, а также для правового регулирования общественных отношений в этой области. Таяние мерзлоты становится причиной просадок грунта, что может разрушать дороги и здания, приводить к авариям на сетях.
Флот и инфраструктура
А. Шевченко во время выступления напомнил, что развитие северного завоза зависимо также и от состояния флота, задействованного при доставке грузов. От регионов, отметил он, поступает информация, что такие суда в основном выработали свой ресурс и нуждаются в скорейшей замене. В свою очередь, сокращение флота, критическое превышение сроков эксплуатации судов влияет на стоимость фрахта – она растет. «Как следствие, это отражается на цене товаров для населения. Проблема требует выработки комплексных мер в целях снижения рисков бесперебойного снабжения территории северного завоза», – прокомментировал спикер.
Важную роль в перевозке грузов северного завоза играет Северный морской путь, продолжил А. Шевченко. Он напомнил, что для увеличения объемов грузоперевозок по СМП требуется развитие и модернизация береговой инфраструктуры: «В рамках плана развития СМП до 2035 года уже реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие портов, подъездных железных дорог и другой инфраструктуры. Полагаю, что важно подумать о новых механизмах господдержки и дополнительных инструментах финансирования мероприятий плана – в том числе за счет средств частных инвесторов».
К слову, А. Чекунков речь о перспективах СМП сопроводил презентацией, в которой было отмечено, какие ключевые объекты для СМП требуется построить. В списке: по 4 атомных и неатомных ледокола, 42 судна аварийно-спасательного флота. Также необходимо построить 12 морских терминалов, 3 аварийно-спасательных центра, 3 железнодорожные магистрали, 12 спутников.
Грузооборот по СМП в 2024 году достиг 37,9 млн тонн.