+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2025 10:28:40
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Чтобы северный завоз работал качественнее, нужны изменения

Такие выводы можно сделать из выступлений итогового заседания Коллегии Минвостокразвития РФ. Спикеры заседания оценили текущее развитие северного завоза, включая действие федерального закона, регулирующего его работу.
Закон требует уточнений

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отчитался, что ФЗ «О северном завозе», направленный на создание правовых и организационных основ, действует уже год. Он вступил в силу с 1 апреля 2024 года.
«Закон касается более 10 млн человек в 21 регионе России. У общества высокие ожидания от этого закона, что позволит сделать доставку в труднодоступные удаленные районы более быстрой и предсказуемой. Главное – сдержать рост цен на товары», – сказал А. Чекунков.

За 2024 год северным завозом было перевезено 3,4 млн тонн грузов жизнеобеспечения. В планах на текущий год – доставить 3,5 млн тонн грузов. Однако власти признают, что путь к тому, чтобы северный завоз работал как целостная система, еще продолжается.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко отметил, что для работы ФЗ «О северном завозе» был принят ряд подзаконных актов. В том числе – о едином морском операторе северного завоза. А. Шевченко сказал, что до конца года будет апробироваться пилотный проект единого морского оператора северного завоза на Чукотке, однако, по его мнению, в пилотный проект также необходимо включить регионы центральной и западной части Арктической зоны. Это необходимо сделать, так как условия доставки грузов с западной и восточной частей Арктики имеют существенные различия.

«Это позволит определить особенности функционирования единого морского оператора с учетом схем доставки грузов северного завоза, характерных для разных арктических регионов», – уточнил А. Шевченко.
В целом, «пилот» позволит определить оптимальные механизмы поставки грузов северного завоза.

О пристальном взгляде на законодательство при развитии северного завоза сказал и председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
«Для успешного развития Дальнего Востока и Арктики предстоит большая работа, важно вести в постоянном режиме мониторинг правоприменения закона о северном завозе и готовить предложения по внесению в него изменений. Тем более, уже конкретные наработки и предложения есть. Многолетняя мерзлота – по этому вопросу надо действовать более решительно. В этом году появился еще один регион, который принял сам свой специальный закон о мерзлоте, – это Чукотка (был принят закон «О рациональном природопользовании в криолитозоне и охране мерзлотных ландшафтов Чукотского автономного округа». – Прим. ред.). Но, по нашему мнению, координация необходима и на федеральном уровне. Мы не случайно говорили о необходимости отдельного федерального закона, который упорядочил бы отношения и обеспечил единый межрегиональный и межведомственный подход в данном вопросе».

Отметим, что на Чукотке закон был принят ради безопасного и эффективного осуществления хозяйственной деятельности в условиях деградации многолетней (вечной) мерзлоты, а также для правового регулирования общественных отношений в этой области. Таяние мерзлоты становится причиной просадок грунта, что может разрушать дороги и здания, приводить к авариям на сетях.

Флот и инфраструктура

А. Шевченко во время выступления напомнил, что развитие северного завоза зависимо также и от состояния флота, задействованного при доставке грузов. От регионов, отметил он, поступает информация, что такие суда в основном выработали свой ресурс и нуждаются в скорейшей замене. В свою очередь, сокращение флота, критическое превышение сроков эксплуатации судов влияет на стоимость фрахта – она растет. «Как следствие, это отражается на цене товаров для населения. Проблема требует выработки комплексных мер в целях снижения рисков бесперебойного снабжения территории северного завоза», – прокомментировал спикер.

Важную роль в перевозке грузов северного завоза играет Северный морской путь, продолжил А. Шевченко. Он напомнил, что для увеличения объемов грузоперевозок по СМП требуется развитие и модернизация береговой инфраструктуры: «В рамках плана развития СМП до 2035 года уже реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие портов, подъездных железных дорог и другой инфраструктуры. Полагаю, что важно подумать о новых механизмах господдержки и дополнительных инструментах финансирования мероприятий плана – в том числе за счет средств частных инвесторов».
К слову, А. Чекунков речь о перспективах СМП сопроводил презентацией, в которой было отмечено, какие ключевые объекты для СМП требуется построить. В списке: по 4 атомных и неатомных ледокола, 42 судна аварийно-спасательного флота. Также необходимо построить 12 морских терминалов, 3 аварийно-спасательных центра, 3 железнодорожные магистрали, 12 спутников.

Грузооборот по СМП в 2024 году достиг 37,9 млн тонн.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions