+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.03.2021 14:12:57
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Арктика без ледоколов: Росатом намерен изменить принцип движения по СМП

О новом витке развития транспортной системы в Арктике вчера было заявлено на деловом форуме «Порты Арктики». Дирекция СМП рассказала о новой инфраструктуре в портах и на Русском Севере, которая позволит перевозчикам транспортировать грузы без использования ледоколов.
Маркер успеха: грузы

Сегодня по Северному морскому пути транспортируют свои грузы не только российские грузоперевозчики. По данным зампреда государственной комиссии по развитию Арктики, по СМП транспортируют грузы Бельгия, Нидерланды, Франция и Великобритания, а также Китай, Тайвань и Япония.

Динамика импортно-экспортных и каботажных перевозок по Северному морскому пути в 2020 году превысила отметку в 32 млн т. При этом целевой уровень на минувший год составлял 29 млн т. Владимир Панов, зампред государственной комиссии по развитию Арктики, подводя итоги минувшего года, признался коллегам, что этот результат нельзя присваивать только одной компании или ведомству. «Обычно итоги мы измеряем в миллионах тонн, и так было всегда. Но за этими данными скрывается главный маркер и показатель работы всей Арктической зоны: за цифрами стоят работа регионов, госкорпораций, инвесторов – это коллективный труд и наш общий успех», – сказал он.

«Росатому» арктический атомный флот был передан в управление в 2008 году. В 2014-м грузооборот был на уровне 4 млн т в год. Спустя два года, в 2016-м, удалось не только сравняться с рекордом времен СССР в 6,7 млн т, но и даже превысить его, показав результат в 7,3 млн т в год.

«Почему цифра за 2020 год для нас важна? Она свидетельствует уже о необратимом процессе по развитию крупнейших инвестиционных проектов по использованию СМП. Взрывной рост говорит о том, что пути назад нет и не может быть. К 2030 году мы ставим себе задачу достичь показателя в 110 млн т. Хотя нет, этот показатель мы считаем даже пессимистическим вариантом развития, а в оптимистическом варианте – до 130 млн т», – сказал в своем выступлении Максим Кулинко, заместитель директора дирекции СМП госкорпорации «Росатом».

Сейчас в Арктике реализуются несколько проектов, которые могут дать толчок росту объемов грузоперевозки: в 2022 году введут первую очередь «Арктик СПГ – 2». Проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая и газового конденсата до 1,6 млн т в год. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн т в год.

«Арктик СПГ – 1» (срок реализации – 2028 г.) обеспечит оборот груза в 21,7 млн т в год.

«Очень важный проект «Роснефть» реализует в бухте Север. Предусмотрен поэтапный ввод: срок реализации первой очереди – 2024 год, она даст грузооборот по СМП до 30 млн т в год. Вторая очередь даст до 60 млн т в год, а третья – до 100 млн», – отметил В. Панов.

Реализуется инфраструктурный проект на мысе Наглейнын. Инвестор в золотомедное месторождение Песчанка обеспечит СМП грузопоток премиального груза до 1,5 млн т в год.

«И если посмотреть дальнейшее развитие грузового флота даже по тем планам, что декларируют инвесторы, то к 2030 году грузовой флот вырастет самое малое в 3 раза по сравнению с сегодняшними цифрами», – продолжает слова коллеги М. Кулинко.

Ледоколы: ведут и спасают

Сегодня на вооружении на маршрутах Северного морского пути – пять ледоколов проекта 22220: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Ледокол «Арктика» был спущен на воду в прошлом году. Сейчас идет строительство еще нескольких ледоколов для Русского Севера: по проекту 22220 возводят «Урал», «Якутию» и «Чукотку», по проекту 10510 – «Сибирь».

«На горизонте до 2029 года мы получим самую мощную группировку в мире и сохраним лидерство на многие годы вперед», – отмечает В. Панов.

Представители госкорпорации «Росатом» отдельно подчеркивают: в Арктике сейчас реализуются крайне капиталоемкие инвестпроекты. Подсчитано, что стоимость строительства одного атомного ледокола составляет, минимум, 50 млрд руб., строительство судна для перевозки груза обходится в 4 млрд, балкера – в 7,5. Порядок цифр, рассказал М. Кулинко, заставляет говорить о недостатке финансирования даже крупных инвесторов. «Для реализации инвестпроекта в Арктике у инвестора должно быть минимум 60 млрд руб. «Росатом» готов стать комплексным партнером, мы готовы предоставлять сервис услуг, начиная от проектирования и заканчивая помощью в получении финансирования из федерального бюджета. У нас есть для этого руки. А при предоставлении комплексного сервиса мы готовы обеспечить снижение стоимости услуг до 20%», – подчеркнул заместитель директора дирекции СМП госкорпорации «Росатом».

Сейчас перед ледоколами ставят задачу не только обеспечивать проход судов по СМП, но и принимать участие в аварийно-спасательных операциях в Арктике. На форуме было заявлено: на современных ледоколах будут размещены медицинские блоки, водолазное оборудование, инструментарий по ликвидации разливов нефти, а также вертолетная площадка. Минпромторг и МЧС уже согласовали стандарты – на ледоколах теперь будут базироваться Ми-38 в морском исполнении. Первые шесть аварийно-спасательных судов в Арктику прибудут в 2023 году.

Кроме того, «Росатом» внедряет в судоходство цифровые сервисы: в единый комплекс сводят данные МЧС, Морспасслужбы, контрольных и надзорных ведомств, а также данные, получаемые от космической связи. Связь и интернет, а также метеонаблюдение обеспечивают спутники. Два радарных спутника «Кондор-ФКА» обеспечивают радиолокационную съемку земли и ледовых переправ; спутник «Экспресс-РВ» обеспечивает на высокоэллиптических орбитах решения для связи и интернета, в том числе и в арктических районах России; спутник «Арктика М-2», который был запущен в марте 2021 года, обеспечивает метеорологическое наблюдение на высокоэллиптических орбитах с высотой апогея 40 тыс. км. Периодичность обновления информации – 30 мин.

Как отметил М. Кулинко, за последние несколько лет «Росатом» настолько нарастил компетенции, что теперь даже может предлагать неожиданные решения. «Мы можем предлагать безопасные морские операции без ледокольного сопровождения. Прокладывать маршрут и обеспечивать информационное сопровождение и ледовый роуминг будет штаб. Мы можем сделать проход по СМП по типу «Яндекс.Такси»: судно вышло и через 10 дней пришло в порт назначения», – сообщил М. Кулинко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions