+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.10.2020 10:49:53
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов первого октябрьского выпуска № 19 мы подготовили для вас следующие интересные темы.
На сентябрьском совещании руководства ОАО «РЖД» с крупнейшими грузоотправителями и пользователями услуг железнодорожного транспорта при подведении итогов за истекший период перевозчик приоткрыл свои планы, предложив осуществить некий тарифный маневр, включающий в себя 6 мер. Данная необходимость обосновывалась тем, что экономический кризис на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса заставил монополию пойти, по словам ее представителя, на беспрецедентные меры, направленные на нивелирование негативного воздействия макроэкономической ситуации на российский рынок. Сюда же отнесли и тот факт, что за I полугодие 2020 года ОАО «РЖД» было принято не менее 70 решений о снижении уровня тарифов в рамках ценовых пределов, которые обеспечили финансовую поддержку клиентов на общую сумму порядка 10,3 млрд руб., включая 4,7 млрд по перевозкам нефте­грузов, 2 млрд – угля, 1 млрд – руды и металлов. Правда, при этом в ОАО «РЖД» умолчали, что эти самые скидки были обещаны в обмен на получение в текущем году повышенной надбавки, зашитой в тариф. Таким образом, свое обязательство перед грузоотправителями, на которых легла дополнительная нагрузка, перевозчик обратил в акт доброй воли, в ответ на который он ожидает соответственно некоего бонуса – просто потому, что не получил желаемого результата: роста погрузки. Она, наоборот, снизилась: за январь – август 2020 года – на 4% по сравнению с тем же периодом 2019-го.
Как предложенные меры отразятся на грузоотправителях с учетом того, что риски, к которым может привести тарифный маневр РЖД, недостаточно просчитаны? Читайте в статье «Денежный поезд: куда его заведут тарифные маневры РЖД?».

Коронавирусный 2020 год значительно сократил доходы компаний, работающих в сфере производства и оперирования железнодорожным подвижным составом: по оценкам Института проблем естественных монополий, с апреля по август выручка ОАО «РЖД» снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 27,1 млрд руб., операторов – на 66,7 млрд руб. При этом ее максимальная потеря была зафиксирована в апреле – мае, и если в августе потери выручки у ОАО «РЖД» уже не было (в связи со стабилизацией погрузки и индексацией тарифов), то операторы все еще находятся под угрозой из-за падения ставок. Так, по итогам августа ИПЕМ оценивает разрыв в 8,3 млрд руб. При этом анализ института показал, что только 300 млн руб. из этой суммы были недополучены в результате непосредственного снижения погрузки, в то время как потеря 8 млрд руб. связана с падением ставок. В ходе пленарной сессии эксперты подняли ключевой вопрос: как в новых экономических условиях выжить оператору? Варианты стратегии – в материале «Чем ослабить гнет негативных тенденций?».

2020 год ставит антирекорды по количеству проведенных деповских ремонтов вагонов, что серьезно влияет на состояние вагоноремонтных компаний. Уже с 2018-го рынок ремонта вагонов находится в стрессовом состоянии. И если в 2018–2019 гг. ограничивающим аспектом, мешающим его развитию, был дефицит цельнокатаных колес, то в 2020 году определяющим фактором стало сокращение объемов погрузки и вызванный им спад спроса на ремонты. Профицитные вагоны, требующие плановых ремонтов, не поступают в депо, а отстаиваются на путях. Еще одним фактором, вызывающим сокращение объемов плановых ремонтов, стало общее омоложение парка на сети и рост доли вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, которые сыграли на понижение среднегодовой потребности в ремонтах.

Профицит рынка вагоноремонта вынуждает вагоноремонтные компании (ВРК) искать новые подходы к работе с клиентами и предлагать собственникам вагонов решения, которые в итоге должны привести к снижению издержек на содержание подвижного состава. Увеличение объемов текущего ремонта, вызванное падающей доходностью от плановых видов ремонта, и осознание ненормальности такого положения открыли дискуссию о развитии сервисных контрактов, которые включают в себя фиксированную плату, покрывающую затраты как на плановые, так и на текущие ремонты. Подробнее – в материале «Планы ремонта диктует логистика».

Казахстан – один из ведущих партнеров России на сети железных дорог. Общий инвентарный парк грузовых вагонов в республике составляет 132 тыс. ед. Но ситуация с вагоностроением страны-соседа в настоящее время далека от идеальной.

В 2019-м в республике произошел резкий спад в сфере железнодорожного машиностроения, производство подвижного состава практически прекратилось, выпуск составил менее 20 ед. В частности, АО «Зиксто» в Петропавловске и ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» простаивали с начала года в связи с отсутствием поставок надрессорной балки. По итогам 2019-го ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» не выпустило ни одного грузового вагона.

Производство сохранилось только на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (АО «ПЗТМ»). Выпускаемый в республике подвижной состав (полувагоны и платформы) в основном эксплуатируется на территории Казахстана, за исключением произведенных в прошлом году АО «ПЗТМ» вагонов-термосов, работающих на российском рынке.
Среди главных проблем рынка производства – зависимость от импорта, высокая цена на комплектующие, а также инфраструктурная недостаточность. Как данная ситуация будет развиваться в дальнейшем – в статье «Казахские вагоны: что придаст скорости и как заместить импорт?».

О невозможности остановить снижение объемов перевозки рефгрузов по железной дороге без изменения тарифной политики эксперты и участники рынка говорят уже не один год. Однако ОАО «РЖД», сбросив со своих плеч «Рефсервис» и имея объемы перевозок, которые не превышают 2% от общих, не проявляет к перевозкам скоропортящихся грузов особого интереса. Операторы рефгрузов продолжают фиксировать сокращение объемов и ждать внешних причин, которые изменят отношение регуляторов. Одной из таких причин в последний год стали планы по наращиванию продовольственного экспорта в Китай.

В Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) уверены, что у операторов рефрижераторных вагонов и рефрижераторных контейнеров есть большой потенциал развития, но реализовать его при нынешней тарифной политике практически невозможно. Несколько лет перевозки скоропортящейся продовольственной продукции на сети РЖД смещаются в сторону рефконтейнеров. В связи с выбытием парка с железных дорог ушли рефсекции. Что предлагают участники рынка в качестве стимулирующих мер – в материале «Рефгрузы ждут скидок и субсидий».

Напоминаем, что РЖД-Партнер продолжает подписную кампанию на 2021 год.

Оформить подписку можно на журналы РЖД-Партнер и РЖД-Партнер. Документы в печатной и электронной  версиях, а также на пакет этих изданий c  дополнительной скидкой.

Журнал РЖД-Партнер – традиционный выбор большинства подписчиков. Исчерпывающая картина состояния транспортной отрасли за прошедший месяц, много аналитики, цифр, экспертных обзоров и мнений, авторских колонок, инфографики и другой полезной информации, адресованной представителям всех отраслевых сегментов: компаниям-грузовладельцам, собственникам и операторам подвижного состава, экспедиторам, логистам, операторам портовых и сухопутных терминалов, заводам – производителям различной транспортной техники, устройств ЖАТ, оборудования и комплектующих, ремонтным предприятиям и пр. Издание отличает высочайшее качество печати, яркие обложки, удобная для чтения верстка.

Журнал РЖД-Партнер Документы – хороший выбор для тех участников транспортной отрасли, кто внимательно отслеживает все изменения в ее регулировании. Все самые свежие документы – распоряжения, приказы, телеграммы, влияющие на правила и условия грузоперевозок, вышедшие за месяц, а также комментарии к основным подзаконным актам – удобно собраны в одном выпуске.

Отправить заявку на подписку можно здесь.

Также можно обратиться в редакцию по тел. +7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions