+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2021 16:44:05
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый выпуск журнала РЖД-Партнер № 19–20

Среди материалов октябрьского номера мы подготовили для вас следующие интересные темы.
В динамике базовых ставок на полувагоны в сентябре на споте отмечен скачок. В основном он произошел из-за подвижки верхних границ в стоимости аренды полувагонов. Напомним, что данный показатель не включает в себя расходы операторов. Соответственно в отдельных случаях стоимость предоставления обычного полувагона могла достигать и 2600 руб./сут. Однако в нашем исследовании мы ориентируемся все-таки на ставки аренды, поскольку именно она важна для инвесторов в парки.
Как бы то ни было, но скачок ставок на 27% явно спекулятивный, поскольку на ряде полигонов можно было получить и дешевый подвижной состав. Основная причина, как полагают рес­понденты исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», заключается в том, что операторы стали активно выводить полу­вагоны из отстоя. Однако эти парки, как правило, необходимо пропус­тить через ремонт. И депо, которые расположены в зоне максимального спроса, сейчас перегружены заказами.
В текущем номере РЖД-Партнер представляет очередной, сентябрьский, ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. Читайте «Осенний ажиотаж: кто виноват?».

В конце августа экс генеральный директор ООО «Цифровая логистика» Александр Кочуков обратился с письмом к президенту России, в котором изложил свое видение дальнейшего развития железнодорожного транспорта. «Теперь мы живем в условиях, когда все отдельно – и вагон, и перевозка. Я думаю, что многие люди, работающие сегодня на железнодорожном транспорте, считают это нормой, они другой системы не знают. Хотя система та была очень эффективной – ее цель была меньшим количеством вагонов перевозить большие объемы грузов. Чтобы обеспечить потребности государства в перевозках, железнодорожники стремились ускорить оборот вагона, увеличить производительность подвижного состава, – рассказывает А. Кочуков. – У операторов же основной показатель – это доходность вагона, а она не всегда достигается за счет эффективного использования парка. В этом основное противоречие».

Кстати, администрация президента, в свою очередь, отправила указанное обращение в Минтранс, от которого последовал ответ о том, что в данный момент эти предложения нецелесообразны. Однако, по мнению экспертов, дискуссия на этом может и не завершиться. Так в чем же заключается идея новой бизнес-модели и насколько необходимы сегодня такие изменения, читайте в интервью «Квест для грузовладельца, или Вперед в прошлое?».

По мнению Дмитрия Лосева, исполнительного директора Союза вагоноремонтных предприятий, нормативная база должна быть настроена на повышение эффективности системы содержания парка. Она должна учитывать технические аспекты эффективного содержания вагонов, а также соответствовать требованиям действующих ГОСТов и ТУ. А главное – она не должна иметь разночтений и размытых требований. При этом любые изменения должны вноситься разработчиком только на основании расчетов, исследований, испытаний и результатов фактической эксплуатации, не затрагивая коммерческую сторону. При этом разработчик должен нести солидарную ответственность за качество составления и полноту наполнения разработанного им ремонтного документа, а также его поддержание в актуальном состоянии.

Не менее важно четко определить зоны ответственности участников железнодорожного рынка, приведя их к требованиям законодательства РФ. При этом вагоноремонтное предприятие должно отвечать за качество и полноту выполненных работ в соответствии с ремонтным документом и взятыми на себя договорными обязательствами.
Сама позиция собственника подвижного состава, что содержание вагона – это лишь неприятная затратная статья, неверна, считает Д. Лосев. У собственников должно быть понимание, что подобные вложения – это вклад в содержание парка, который не развалится раньше окончания срока службы, а будет приносить прибыль весь срок службы. Подробнее в статье «Ремонту закон недописан».

Предложения в связи с появлением законопроекта, связанного с уточнением статуса железнодорожных операторов, вызвали серьезные возражения со стороны участников рынка и операторского сообщества. На данный момент попытки перекроить законодательство, по сути, торпедированы, поскольку в представленном варианте оказались зашиты серьезные риски ухудшения сложившегося порядка работы в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Суть поправок, как мы уже писали (см. Игры со статусом могут перекроить рынок // РЖД-Партнер. 2021. № 17), заключалась в том, что авторы законопроекта предлагали ввести регулирование количества вагонов на сети через понятие «потребный парк вагонов» и создать реестр операторов, допущенных к осуществлению грузовых перевозок. Предложенные решения позволяли переложить ответственность за обеспечение контроля технического состояния вагонов с перевозчика на оператора и тем самым переключить с ОАО «РЖД» часть претензий за просрочку груза, поскольку появляются основания для взимания с операторов дополнительных сборов и штрафов за перевозку порожних вагонов. Соответственно выгодополучателем от поправок становится перевозчик. При этом отрасль оказалась абсолютно не подготовлена к подобного рода изменениям, поскольку именно от ОАО «РЖД», а не от оператора сейчас зависит выполнение целого ряда условий, которые непосредственно влияют на условия оказания услуг. Подробнее в материале «Груз не едет: кому отвечать?».

На протяжении 3 лет общая динамика перевозки металлургических грузов оставалась стабильной. Даже пандемия не оказала значительного влияния на этот рынок. Однако уже сегодня следует готовиться к грядущим переменам, считает директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец. Правда, по результатам 9 месяцев 2021 года можно отметить, что вырос экспорт, это может объясняться благоприятной конъюнк­турой на мировых рынках. Между тем сами металлурги в ответ на прогнозы роста перевозок жалуются на острый дефицит инфраструктуры, ощутимый уже сегодня. Ассоциация «Русская сталь» заявляет, что сложившийся недостаток мощностей приводит к размыванию возможностей эффективного использования вагонного и локомотивного парка, новых технологических решений. К чему следует готовиться рынку и кому предстоит подвинуться, освободив дорогу? Читайте в материале «Пропустит ли сеть поток ГМГ?».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions