+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2017 17:33:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В портах Балтии пока без особых перемен

Расстановка среди портов стран Балтии и за январь – сентябрь этого года остается неизменной. Лидирует литовский Клайпедский порт с 31,4 млн т (+5%), затем следуют Рижский с 25,4 млн т (-5,1%) и Вентспилсский с 16,2 млн т (+15,5%). Четвертая позиция у Таллинского порта, где перевалили 14,2 млн т (-9,2%). А в Лиепае по-прежнему фиксируется самый большой рост в регионе – увеличение на 22,8%, до 4,75 млн т за счет грузов антрацитового угля и зерна.
Рижский порт окончательно отдал первенство Клайпедскому в 2016 году, когда сокращение транзита российских нефтепродуктов через латвийские порты оказалось необратимым жестким фактом. В прошлом году Рижский порт недосчитался 2,4 млн т российских нефтепродуктов (-23% к уровню 2015 г.). Независимость от российских нефтепродуктовых грузов позволила Клайпедскому порту вырваться вперед. Основные объемы в этом порту формируются минеральными удобрениями, белорусскими нефтепродуктами и перевалкой контейнеров.

Клайпедский порт (общий грузооборот, в млн т)

2014 – 36,4 

2015 – 38,5 

2016 – 40,1


Рижский порт (общий грузооборот, в млн т)

2014 – 41,0

2015 – 40,0

2016 – 37,1

За январь – сентябрь 2017 года в Клайпеде больше всего перевалили насыпных грузов – 13,8 млн т (+15,6%). Плюсовая динамика обеспечена за счет перевалки минеральных насыпных удобрений, объемы которых выросли на 23%, до 8,06 млн т. Удобрения составляют 25,6% от всех грузов порта. Обработка зерновых наоборот сократилась на 8,9%, до 2,41 млн т, из-за скачков стоимости на рынках в течение лета и плохих погодных условий осенью, влияющих на работу с этим грузом.

Обработка генеральных уменьшилась на 0,8%, до 9,12 млн т. В порту отмечают, что сейчас неплохая ситуация в обработке грузов в контейнерах (4 млн т, +3,4%) и контейнеров (337 453 тыс.TEU, +4,4%) в связи с растущим спросом товаров широкого потребления на внутреннем рынке Литвы.

Перевалка наливных в Клайпедском порту в отчетном периоде уменьшилась на 3,4%, до 8,3 млн т. Из них нефтепродуктов было 6,6 млн т (-4,5%), они составили 21,1% от всего объема грузов порта. Снижение вызвано сокращением переработки сырья на НПЗ в Мажейкяе вплоть до мая этого года. Цифры ушли в минус, пока Россия и Белоруссии вели переговоры по согласованию условий поставок нефти для переработки. В отделе маркетинга порта отмечают, что сейчас объемы постепенно выравниваются.

Вторая позиция в регионе у Рижского порта, объемы которого сократились на 5,1%, до 25,4 млн т. Минусовая динамика в столичном порту имеет однозначное толкование – сказывается переориентация российских нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ.

Структура грузооборота в Риге выглядит следующим образом: насыпные грузы – 62,7% от всего объема порта (15,9 млн т, +2%), генеральные – 20,1% (5,1 млн т, +9,6%), наливные – 17,2% (4,3 млн т, -32,9%).

В сегменте насыпных большую часть оставляет уголь – 9,33 млн т (+2,5%). Это почти 40% от всего объема порта. В то же время при текущем росте перевалки угля в Риге и Вентспилсе портовики заговорили о надвигающихся потерях в работе с углем. По данным источников в отрасли, с мая этого года ОАО «РЖД» все чаще не подтверждает планы по заявленным объемам к перевозке. Внутрилатвийская статистика пока не отражает явно всей картины, а стивидоры занимают выжидательную позицию в преддверии осенне-зимнего сезона, когда транспортировка угля традиционно растет. А вот проседание в обработке нефтепродуктов на 33,4% – вполне красноречиво. Все меньше в Риге российских минеральных удобрений – 1,85 млн т (-12,3%).

В отчетном периоде Рижский порт с минимальной разницей занял вторую позицию в регионе по обработке контейнеров после Клайпеды – 323 899 тыс. TEU (+17%). Рост обусловлен местным экспортом, и как отмечают источники, в контейнерах активно транспортируются дерево и торф латвийского происхождения.

Среди основных тенденций в столице – ожидаемый рост перевалки лесоматериалов, которые последние несколько лет обрабатывались ни шатко, ни валко и, как правило, с минусовой динамикой. Однако в следующем году в портах будет прирост в связи с открытием новых крупных лесопилок в Швеции. В Рижском порту также делается ставка на перевалку отопительных гранул, спрос на которые возрастает в северной Европе, Англии, Дании. К слову, из 33 стивидоров порта 10 уже занимаются перевалкой этих лесоматериалов.

Третье место в рейтинге у Вентспилсского порта, где за январь – сентябрь грузов стало больше на 15,5%, до 16,2 млн т. Скачок стал возможным благодаря росту на 62,3% перевалки насыпных и главным образом угля. Этот груз составил 24,6% от всего объема порта. На двух терминалах в общей сложности обработали 4 млн т угля (+18,6%). Рост его транзита отмечается также и в октябре.

Однако наливные грузы в Вентспилсе основные по тоннажу, и это порядка 50,6% всего объема порта. Из них нефтепродуктов перевалили меньше на 0,3%, до 8,22 млн т. Прирост отмечен в сегменте генеральных грузов – больше на 2,6%, до 1,88 млн т. Как отметили в администрации порта, плюсовая динамика сохранится и по итогам текущего года.

Грузооборот эстонского Таллиннского порта за январь – сентябрь 2017 года сократился на 9,2%, до 14,2 млн т. Отрицательная динамика фиксируется здесь не первый год. И главное сокращение вызвано переориентацией российских нефтепродуктов. Так, перевалка наливных просела на 26,9%, до 5,7 млн т. В то же время это почти 40% от оборота порта.

У Таллина третья строчка среди портов Балтии по контейнерообороту – 157 052 тыс. TEU (+5,5%). Рост продиктован активным потреблением товаров широкого потребления на внутреннем рынке. В отличие от Риги и Вентспилса, в которых перевалка минеральных удобрений российского происхождения сократилась, в Таллине – увеличение на 17,5%, до 1,5 млн т. ПАО «Акрон», по данным информации на сайте предприятия, и в IV квартале прогнозирует рост транзита в преддверии весеннего посевного сезона 2018 года.

Лиепайский порт в отчетном периоде показал самый большой прирост – грузов перевалено больше на 22,8%, до 4,7 млн т. Объемы формировались главным образом за счет антрацитового угля, его экспортируют через Лиепаю с конца 2016 года. Угольная подушка позволяет небольшому порту демонстрировать солидные результаты – 3,47 млн т (+22,8%). Однако 35% грузов здесь составляют зерно и продукты из него – обработано 1,65 млн т (-11,3%). В администрации порта пояснили, что из-за сильных дождей в августе – октябре погрузка зерновых на суда была отчасти парализована. Но стивидоры рассчитывают нагнать отставание за текущие месяцы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions