+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.05.2021 10:36:31
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В апреле РЖД взяли курс на доковидный уровень погрузки

Погрузка в апреле текущего года на РЖД выросла на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Это дало перевозчику основания утверждать, что сеть может выйти в 2021 году на доковидный уровень.
Однако следует учесть, что если в прошлом году апрель оказался провальным периодом по данному показателю (-5,9% к 2019 г.), то в истекшем месяце погрузка всего лишь, по сути, вернулась на уровень, предшествующий пандемии.

Здесь необходимо также принять во внимание то, что, в свою очередь, в апреле 2019 года, на который обычно ориентируются, погрузка на сети по ряду причин оказалась на 1,9% ниже, чем в апреле 2018-го.

Напомним, что в апреле 2019 года погрузка просела, как вынуждены были признать в ОАО «РЖД», из-за ранней речной навигации на фоне широкого развертывания ремонтно-путевых работ на железнодорожной сети. Поэтому логичнее сравнивать два последних весенних месяца с апрелем 2018-го. В таком случае корректнее говорить о достижении доковидного уровня, а не о его превышении.

Тем не менее в холдинге, судя по выступлению генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова на итоговой коллегии Минтранса России, едва ли не поспешили пересмотреть прежние прогнозы.

«Первая задача для ОАО «РЖД» – в кратчайшее время выйти на объемные показатели по перевозкам до уровня 2019 года и превзойти их. В начале текущего годы мы оценивали возможность решения этой задачи в II полугодии 2022-го. Текущие результаты позволяют более оптимистично смотреть на сроки восстановления. Есть хорошие предпосылки восстановления к концу текущего года», – отметил О. Белозеров.

Уголь выручил железнодорожников

Оптимизма прибавила погрузка угля (+10%). С учетом прошлогоднего ее снижения здесь действительно можно говорить о движении угольщиков к возврату на тот уровень, которого они достигли до пандемии.

Этому способствовал прежде всего экспорт добытой продукции в Китай. В РФ воспользовались тем, что сейчас в КНР приостановлены поставки угля из Австралии. Как образно выразился один из респондентов при опросе в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», который проводит журнал РЖД-Партнер, полувагоны с углем «поперли» маршрутами в китайском направлении.

Угольщики смогли частично разгрузить свои складские запасы, накопленные ранее. Именно поэтому апрельская динамика погрузки превысила темпы роста добычи угля – последняя увеличилась на 7,3%, согласно данным центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК). Причем, судя по ним, основную прибавку обеспечили СУЭК и УК «Кузбассразрезуголь».

По материалам, представленным информационно-справочным порталом «Железнодорожные перевозки», в апреле также выросли и внутренние отправки угля. Причина довольно-таки простая: холодная погода, которая увеличила потребность российских регионов в топливе для ТЭЦ.

Минудобрения и контейнеры – в цене

Другим драйвером погрузки на РЖД стали минудобрения. Здесь темпы роста превысили и аналогичный показатель, отмеченный в марте текущего года, и апреля 2019-го.

По данным ИСП «Железнодорожные перевозки», в целом наивысшая динамика была зафиксирована в перевозках удобрений фосфорных (+25,8%), на втором месте – калийные (+16,4%), на третьем – смеси (прочие виды удобрений – +10,5%). Азотных удобрений было перевезено по РЖД на 8,4% больше. Однако именно они составили основной объем отправок.

Больше всего удобрений в апреле (как и в первом месяце весны) текущего года было отправлено предприятиями Пермского края, Мурманской, Вологодской, Новгородской и Тульской областей.

В структуре погрузки преобладал экспорт. Основная часть погрузки заадресовывалась в Китай и Бразилию, а также в Швейцарию, США и Финляндию.

Экспорту способствовало то, что в РФ введен в действие национальный стандарт на минудобрения, в котором ограничения на содержание токсичного кадмия в удобрениях в 3 раза более жесткие по сравнению с вводимыми в ЕС с июля 2022 года, сообщил президент РАПУ Андрей Гурьев.

В РФ основными потребителями удобрений традиционно стали аграрии Вологодской, Саратовской, Ленинградской, Воронежской областей и Краснодарского края. Однако по сравнению с экспортными отправками ситуация на внутренних маршрутах РЖД выглядела довольно-таки вялой.

Как обычно, железнодорожников выручили контейнеры и грузы, отправляемые небольшими партиями (прочие).

В ОАО «РЖД» особенно выделяют ситуацию с транзитом: рост динамики заметный, но по мере стабилизации морских перевозок через Суэцкий канал – в апреле она все-таки выглядит слабее, чем в марте.

Да и объемы перевозок железнодорожного транзита на оси страны ЕС – АТР не особенно велики, чтобы как-то влиять на сводные результаты погрузки на РЖД.

Куда утекает нефть

Однако по целому ряду номенклатур, весьма существенных по объемам, о восстановлении погрузки по сравнению с 2019 годом говорить рановато. Это касается в первую очередь нефти и нефтепродуктов.

В частности, по перевозкам сырья динамика налива просто провальная (-20%), по нефтепродуктам картина несколько лучше. Перевозки мазута выросли на 12% за счет экспорта.

Транспортировки бензина увеличились на 23%. Это произошло, наоборот, за счет внутренних маршрутов: после завершения серии ранних в 2021 году ремонтов НПЗ потребовалось срочное пополнение баз горючим из-за возросшего спроса потребителей.

Рост перевозок битума участники рынка объяснили ранним финансированием дорожно-строительных работ. Соответственно активизировались и его железнодорожные перевозки – опять-таки на внутренних маршрутах.

Однако в апреле нефтегрузы в суммарном итоге снова оказались в минусе.

Тормоз для стройки

Не порадовала погрузка и стройматериалов. Здесь спад, как рассказал представитель одного из карьеров в рамках опросов по «Индексу качества услуг на железнодорожном транспорте», образовался из-за локального дефицита полувагонов на Северо-Западе, в Сибири и на Юге РФ.

Отчасти потому, что парки были переориентированы на те полигоны, где грузили уголь, отчасти – из-за вывода значительного объема подвижного состава в нерабочий парк и размещения в отстой в местах, удаленных от станций погрузки стройматериалов.

В итоге на сети оказались не готовы к раннему старту вывоза щебенки для автодорожного строительства. А с учетом раннего вскрытия рек часть груза ушла на водный транспорт.

Не улучшили сводного результата и закупки щебня для балласта со стороны ОАО «РЖД»: судя по статистике, предоставленной ИСП «Железнодорожные перевозки», перевозки в апреле данной номенклатуры сократились на 25,8%. Правда, это немного лучше, чем было в марте (-38,7% к аналогичному периоду 2019 г.).

Тем не менее такая статистика выглядит странной на фоне заверений представителей холдинга об активном развертывании ремонтных окон весной и проектов развития Восточного полигона. Но она отчасти объясняет, почему при росте погрузки на сети сейчас нет всплеска по брошенным поездам.

Кто тянет погрузку вниз

Снизилась в апреле погрузка и черных металлов. Здесь сложилась своего рода вилка: приросту экспорта способствовал рост мировых цен на стальную заготовку и прокат.

Однако по этой же причине дистрибьюторы в центре РФ взвинтили цены на арматуру и ряд других металлоизделий. При этом металлурги, на которых вынуждены ориентироваться металлотрейдеры, расписали следующие повышения вплоть до августа. Все это вызвало вопросы ФАС России, поскольку стало сдерживать развитие от переработчиков и потребителей металла, включая строительную отрасль. Соответственно это потянуло внутреннюю погрузку на РЖД вниз.

В Минпромторге России подготовлен проект постановления, в котором железную руду, стальные полуфабрикаты, прокат, а также необработанный алюминий и некоторую продукцию из алюминия и меди предлагается включить в перечень товаров, существенно важных для внутреннего рынка РФ. В отношении таковых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или даже запрет экспорта. Все это не добавило оптимизма насчет перспектив погрузки отечественного рынка ГМК.

В минусе в апреле оказался и целый ряд других номенклатур.

Что дальше?

И все же майский среднесуточный план работы ОАО «РЖД», по данным источника из холдинга, сверстан с ростом на 8%. Но даже при такой высокой динамике показатель будет ниже, чем за аналогичный месяц 2019 года. И опять-таки тогда погрузка снизилась по сравнению с маем 2018-го на 3,8%, а активность работ в ремонтных окнах на сети была гораздо выше, чем в текущем году.

Это указывает на то, что для корректного сравнения с доковидным уровнем погрузки следует дождаться результатов за июнь – август текущего года, когда действие ряда факторов, сбивающих пока целевые ориентиры, будет нивелировано. Иными словами – когда станут сопоставимыми такие факторы, как влияние на сеть других видов транспорта, неустойчивые по весне, и начнутся в полном объеме ремонты на железнодорожной сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions