+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.10.2020 14:38:52
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Рост внутренних перевозок лесных грузов и нехарактерные особенности в железнодорожном экспорте по итогам 9 месяцев 2020 года

По данным аналитического центра «ТрансЛес», по итогам 9 мес. 2000 г. рынок демонстрирует тенденции к восстановлению объемов, несмотря на то, что некоторые сегменты все еще испытывают влияние карантинных ограничений. Долгосрочные рыночные тренды, сложившиеся еще до пандемии, — рост внутренних перевозок и планомерное сокращение экспортных поставок круглого леса — продолжают оставаться неизменными, что создает устойчивую платформу для дальнейшего функционирования этих сегментов рынка железнодорожных перевозок лесных грузов.
Общий объем перевозок

Большая часть погрузки лесных грузов по сети «РЖД» за 9 мес. 2020 г. приходится на необработанную древесину и пиломатериалы и составляет 88 % объемов перевозок. 7 % занимают ДСП, ДВП и фанера, 5 % — щепа и пеллеты. Объем перевезенных лесных грузов, включая контейнерные перевозки, за указанный период снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 1 % благодаря положительным тенденциям 3-го квартала, когда погрузка выросла год к году на 4 % до 12,6 млн тонн.

Внутренние перевозки

Внутренние перевозки по итогам 9 мес. 2020 г. показали рост в нескольких сегментах. Так, объем перевезенной необработанной древесины вырос на 6 % год к году и составил 14 млн тонн. Наибольший объем, или 6 млн тонн, пришёлся на балансовую древесину — её погрузка увеличилась на 7 %, что объясняется сопоставимым ростом производства российской целлюлозно-бумажной продукции. Поставки пиловочника выросли на 10 % до 4 млн т. Объемы перевозки фанерного кряжа и сырья для производства ДСП и МДФ выросли год к году на 1 % до 3,8 млн т.

Увеличение внутренних объемов даже в условиях замедления деловой активности в мировом масштабе позволяет говорить об уже сложившихся предпосылках к изменению структуры спроса и росту потребления лесного сырья внутри страны. Отечественный лесопромышленный комплекс постепенно выходит на новый уровень возможностей через масштабные инвестиции в основной капитал предприятий по обработке древесины, государственные механизмы поддержки приоритетных инвестиционных проектов, программы по компенсации части транспортных затрат для экспортеров готовой продукции. Созданные условия позволяют говорить о перспективном тренде роста производства целлюлозно-бумажной продукции, фанеры, картона, древесных плит, пеллет. Для обеспечения растущего производства будет повышаться и спрос на внутренние перевозки лесного сырья.

Экспортные перевозки лесных грузов и продукции целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП)

Действие государственных мер по стимулированию производства продукции с высокой добавленной стоимостью способствует планомерному снижению экспортных перевозок круглого леса с конца 2000-х годов. В рамках тренда и в условиях карантинных ограничений этого года экспортные перевозки необработанной древесины снизились за 9 мес. 2020 г. на 6 % до 21,3 млн т год к году. Ожидается, что запланированные и уже реализованные формы государственного содействия: субсидирование, поддержка выхода на внешние рынки и т.д., будут способствовать увеличению объемов экспорта лесной продукции высокой степени переработки. Так, за 9 мес. экспортные перевозки продукции ЦБП выросли на 12 % до 4,3 млн т год к году, фанеры и шпона — на 8 % до 0,9 млн т.

Под влиянием теплой зимы и карантинных мер в сегменте экспорта круглого леса наблюдались нехарактерные особенности. Так, Финляндия увеличила объем импорта необработанной древесины по железной дороге до 2,9 млн т, рост на 20 % год к году, за счет переориентации перевозок с автомобильного транспорта.

Экспортные перевозки пиломатериалов, которые ранее находились в долгосрочном векторе роста, подверглись коррекции на 8 % до 11,7 млн т, что также относится к нехарактерным особенностям и обусловлено пандемией. Тем не менее, рост сохраняется по ряду стран: экспорт пиломатериалов в Среднюю Азию вырос на 4 % год к году до 1,6 млн т, в Азербайджан и Иран — на 12 % до 0,6 млн т. Значительный рост в процентном выражении при незначительных долях рынка демонстрируют Афганистан, Бельгия, Беларусь, Вьетнам, Нидерланды, Таиланд.

Усиление конкуренции за китайский рынок

В направлении Китая — основного мирового импортера древесины — растет уровень конкуренции между экспортерами, поскольку за 8 месяцев этого года, по данным таможенной статистики, КНР снизила общий объем импорта круглого леса и пиломатериалов всеми видами транспорта на 10 % год к году до 59 млн м куб. Помимо этого существует большой потенциал увеличения поставок необработанной древесины из центральной Европы и Новой Зеландии. Доля России в этом объеме импорта снизилась с 28 % до 26 %.

Первенство по динамике роста объемов экспорта необработанной древесины в КНР у Германии — увеличение доли с 5 % до 14 % год к году, или 4,8 млн м куб., и Чехии — с 2,6 % до 5,6 %, или 2 млн м куб. Новая Зеландия хотя и сократила долю в импорте Китая с 30 % до 26 % в 2020 году, по-прежнему остается крупнейшим поставщиком, поставляя 9,3 млн м куб. Доля российских поставок круглого леса в КНР занимает 12,5 %, сократившись год к году на 1 п.п. до 4,5 млн м куб.

В поставках пиломатериалов на китайский рынок доля Россия снизилась на 2 п.п. год к году до 48 %, или 11, 1 млн м куб. Канада — второй импортер пиломатериалов в КНР — снизила рыночную долю на 4 п.п. до 8,9 %, или 2 млн м куб. США и Финляндия также снизили свои доли в китайском импорте. При этом произошло увеличение экспорта в Китай из Германии на 29 %, доля увеличилась на 1 п.п. до 0,7 млн м куб., выросли поставки из Украины, Швеции, Чили.

Справка

ООО «ТрансЛес» - лидер рынка железнодорожных перевозок лесных грузов. Предоставляет комплекс услуг по транспортировке сырья и готовой продукции для предприятий ЛПК во внутрироссийском и экспортном сообщении. Оперирует самым большим парком специализированных лесовозных платформ на пространстве 1520, насчитывающим более 10 000 единиц. Входит в Группу компаний «РТК».

Группа компаний «РТК» – многопрофильный железнодорожный холдинг, лидер на рынке перевозок насыпных и лесных грузов. «РТК» входит в пятерку крупнейших независимых операторов подвижного состава в РФ по объему вагонного парка. Управляет парком из 68 000 вагонов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions