На конференции «Цифровизация на железнодорожном транспорте», которую РЖД-Партнер провел на минувшей неделе, была представлена ключевая доработка АС ЭТРАН, которая напрямую влияет на управление отправками грузов. Как сообщил главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк, с 2025 года операторы получат двухчасовое окно вместо прежних нескольких минут для подачи заявок на отправку вагонов. Это позволит системе заранее формировать очередность перевозок по станциям назначения, опираясь на Постоянно нормативный документ (ПНД), и, как ожидается, существенно сократит порожние пробеги.
Новый функционал потребует от операторов большей согласованности с перевозчиком – как в части планирования, так и в использовании Электронной базы доверенностей, которая, несмотря на свою полезность, пока не предусматривает упрощенной процедуры оформления передоверия. Отдельной задачей остается эффективное управление вагонным парком через механизмы аренды и субаренды, а также «виртуального перемещения» подвижного состава.
ВСМ: в Верхней Пышме строится испытательная база для высоких скоростей
Компания «Синара» продолжает реализацию проекта по выпуску высокоскоростных поездов в Верхней Пышме. В дополнение к основному производству создается собственный испытательный центр, где будут проходить электрические, тепловые и нагрузочные испытания ключевых компонентов – от электродвигателей до систем управления.
По информации компании, монтаж металлоконструкций на ключевых производственных объектах продлится до конца июля 2025 года, а в октябре планируется завершить формирование теплового контура. Завершение строительства всего комплекса намечено на конец 2026 года.
МС-21 в российской комплектации: первый шаг к серийной поставке
Опытный образец среднемагистрального МС-21 с полностью российскими системами совершил первый полет на аэродроме Иркутского авиационного завода. За 1 час 15 минут полета были протестированы отечественные системы авионики, электроснабжения, вентиляции, радиоэлектроники и шасси. Как подчеркнули в «Ростехе», самолет уже не содержит иностранных критически важных компонентов – всего заменено порядка 80 систем.
Исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко заявил, что «сегодняшний полет делает нас на шаг ближе к сертификации и началу поставок». Предполагается, что второй борт с аналогичной комплектацией также будет подключен к летным испытаниям в ближайшие месяцы.
Почта России: 3D-принтер вместо доставки?
Глава «Почты России» Михаил Волков обозначил концепцию будущего: посылки можно будет не доставлять, а печатать на месте. По его словам, компания рассматривает возможность установки промышленных 3D-принтеров в логистических центрах, что позволит оперативно производить востребованные товары локально.
Хотя такая модель пока находится на этапе концептуальной проработки, внедрение беспилотных решений и роботизированной сортировки в рамках текущей логистики уже активно реализуется.
ЕС: новые правила для грузоперевозчиков и транспортных средств
Европейская комиссия представила масштабный пакет поправок к правилам дорожного движения, направленный на повышение безопасности и экологичности перевозок. В числе инициатив –обязательная проверка крепления грузов, ужесточенные методы контроля выбросов от дизельных двигателей и внедрение цифровых транспортных документов.
По оценке Европейской комиссии, реализация этих мер до 2050 года позволит предотвратить до 65 000 серьезных травм и спасти около 7000 жизней. При этом новые требования вызвали критику – в частности, предложение о ежегодных техосмотрах для автомобилей старше 10 лет повышает издержки бизнеса, особенно в странах с большим парком малых фургонов.
Финляндия меняет колею для выхода к Атлантике
Финское правительство утвердило финансирование в размере €20 млн на начальную фазу проекта строительства 30-километровой железной дороги европейской колеи (1435 мм) от города Кеми до шведской Хапаранды. В перспективе линия будет продлена до порта Нарвик в Норвегии – ключевого незамерзающего порта региона.
Проект рассматривается как элемент повышения оборонной мобильности и укрепления логистической связи с ЕС. По расчетам Министерства транспорта Финляндии, общая стоимость интеграции северных направлений в европейскую сеть может превысить €1,5 млрд.
Rail Baltica: сроки под угрозой, ГЧП – под вопросом
Реализация проекта Rail Baltica сталкивается с растущим дефицитом времени и финансирования. Как сообщил глава RB Rail Марко Кивила, модель государственно-частного партнерства (ГЧП) не позволит уложиться в график до 2030 года. На текущий момент проект обеспечен на €4 млрд (в основном из фондов ЕС), при этом дефицит финансирования первой очереди оценивается еще в €7 млрд.
По последним данным, общая стоимость Rail Baltica может достичь €23,8 млрд – в 4 раза больше, чем планировалось в 2017 году. Решение о механизме финансирования должно быть принято в ближайшие месяцы, иначе проект рискует остаться недостроенным по всей линии.