+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.11.2021 18:00:23
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

В октябре добыча угля в Кузбассе выросла на 10,7%; профицит портовых мощностей для погрузки угля составляет около 138 млн т; ФАС предложила ряд способов стабилизировать цены на зимнее дизельное топливо; к 2035 году инфраструктурой для беспилотников будет оборудовано 100 тыс. км дорог; перевозка контейнеров по сети РЖД в этом году вырастет до 6,5 млн TEU. Какие другие интересные события произошли в транспортной отрасли на этой неделе, читайте в традиционном обзоре РЖД-Партнера.
Транспортная неделя – 2021

В Москве завершился юбилейный XV Международный форум и выставка «Транспорт России». Мероприятия проходили с 16 по 18 ноября в рамках Транспортной недели – 2021. На форуме-выставке участники традиционно обсуждали проблемы и перспективы развития основных видов транспорта в России, в том числе планируемую к принятию в ближайшие дни транспортную стратегию – 2035

В этом году Транспортная неделя включала проведение более 35 деловых форматов, в которых приняли участие 1189 человек из 15 стран, выставку 90 экспонентов и 40 подписаний соглашений о сотрудничестве. Мероприятие прошло в гибридном формате. Более 300 спикеров выступили с докладами по наиболее актуальным вопросам развития отрасли.

В рамках пленарного заседания выставки главной темой для обсуждения стала новая транспортная стратегия и задачи отрасли по достижению отмеченных в ней показателей. Так, министр транспорта РФ Виталий Савельев подчеркнул, что транспортная стратегия будет постоянно меняться, чтобы учесть все мировые тренды: декарбонизацию, развитие зеленого транспорта, переход на альтернативные источники энергии.

А генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что перед компанией «стоит вопрос не в том, как выполнить, а насколько перевыполним ее». 

На дискуссии «Инфраструктура vs тариф. Поиск конструктивных решений» РЖД обрисовали (правда, без графиков и диаграмм) логику монополии в предлагаемом повышении тарифов и системы формирования новой тарифной политики в новых условиях. 

Кроме того, РЖД рассказали о планах цифровой трансформации до 2030 года. К примеру, к 2030-му выйти на показатель 95% документов, оформляемых в электронном виде. 

Одна из дискуссий также была посвящена беспилотному транспорту: безопасности движения при создании беспилотных логистических коридоров, коммерциализации цифровой инфраструктуры, защите персональных и чувствительных данных. Так, заместитель министра транспорта РФ, председатель наблюдательного совета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Кирилл Богданов сообщил, что к 2035 году инфраструктурой для беспилотников будет оборудовано 100 тыс. км дорог. 

При этом Минтранс видит три основных барьера, которые необходимо преодолеть для запуска грузового беспилотного движения: высокие риски эксплуатации беспилотных и высокоавтоматизированных грузовых транспортных средств; разные технические стандарты у разных стран и автопроизводителей и высокие риски бизнеса на начальном этапе проекта, что потребует государственной поддержки его участников и формирования широкого проектного консорциума. 

Во время панельной дискуссии «Контейнерные перевозки. Реализуя потенциал», участники обсудили, какая инфраструктура контейнерных перевозок необходима сегодня и завтра, чтобы удвоить контейнерный поток к 2035 году, как снизить транзитное время доставки грузов и как обеспечить качественное развитие международных транспортных коридоров через Россию. Так, участниками рынка высказалось мнение о том, что дополнительную индексацию контейнерных перевозок нужно разделить на несколько этапов

По прогнозам, к 2030 году объем транзита превысит объем импортных контейнерных железнодорожных перевозок

Также отдельное обсуждение коснулось развитию недавно созданной единой дальневосточной компании. На 15 ноября текущего года единая дальневосточная компания по субсидируемым маршрутам выполнила более 1100 рейсов и перевезла более 50 тыс. пассажиров. Но необходимо решать вопрос с поставкой отечественных самолетов и выделения субсидий для перевозок в ДФО. 

Добавим, что на выставке «Транспортная неделя» также наградили лауреатов национальной премии «Формула движения – 2021».

Требования о предъявлении QR-кода на транспорте

В рамках Транспортной недели замминистра транспорта РФ Кирилл Богданов сообщил, что Минтранс России рассчитывает на принятие закона о предъявлении QR-кодов для перелетов и проезда на поездах дальнего следования до конца этого года.

Также г-н Богданов сообщил, что требование о наличии QR-кода для перелета должно заработать максимум до февраля 2022 года. Требования о продаже авиабилетов и допуске на борт по QR-кодам будут распространяться и на зарубежные компании. Ранее участники авиаотрасли спрогнозировали снижение пассажиропотока на 40–50% из-за введения QR-кодов. Потери перевозчиков могут составить от 7 до 15 млрд рублей в месяц. Компенсировать их может повышение цен на авиабилеты на 15–30%.

Накануне члены партии «Справедливая Россия – За правду» предложили ввести скидки на билеты для вакцинированных вместо QR-кодов. В частности, председатель Сергей Миронов высказался о том, это будет эффективнее QR-кодов, позволит гражданам и государству избежать ненужных расходов

На прошлой неделе правительство внесло в Госдуму законопроекты, которые вводят правила посещения общественных мест и поездок в транспорте по QR-кодам.

Законопроекты кабмина о введении QR-кодов в общественных местах, а также на железнодорожном и авиатранспорте в междугороднем и международном сообщении рассмотрены советом Думы. Их направят в регионы для обсуждения

При этом уже изменились правила пропуска в АО «ФПК» на рабочее место. Теперь право на труд имеют лишь те, кто соответствует требованиям постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ № 7 от 1 ноября 2021 года. Отличать тех, кто имеет право на труд в ФПК, от других можно по QR-коду. 

Строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург

На днях власти дали официальный комментарий о дальнейшей судьбе проекта строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. На полях Транспортной недели – 2021 вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил журналистам, что строительство в рамках проекта ВСМ ограничится пока входами в города из-за отсутствия ресурсов для всего проекта целиком. Сегодня власти сконцентрированы на восточном направлении

Неделей ранее в СМИ появилась информация о том, что российские власти могут отменить строительство магистрали. 

Разные эксперты высказывают разное мнение о необходимости строительства и переноса сроков появления магистрали. Так, например, в фонде «Центр стратегических разработок» (ЦСР) отмечают, что в текущих экономических реалиях для принятия окончательного решения о целесообразности строительства линии необходимо разрешить ряд принципиальных вопросов. А именно – проблему кадрового дефицита, отсутствие подтвержденных (в полной мере) источников и объемов финансирования строительства участков ВСМ и т. д. 

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов высказал позицию о том, что поэтапное строительство ВСМ – это совсем не лучшее решение. Поэтапное строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали целесообразно и оправданно на другом направлении – на направлении Москва – Казань

Начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин считает, что замена проекта ВСМ проектом грузовой железной дороги позволит решить проблемы только грузовых перевозок, и то не полностью. 

Отметим, что в проекте федерального бюджета на 2022–2024 гг. финансирование проекта ВСМ не предусматривалось, но сам проект планировалось завершить к 2027 году. В РЖД ранее отмечали, что планируют ввести в эксплуатацию входы магистрали в Москву и Санкт-Петербург в 2024 году, а завершить строительство – в 2027-м.

Возобновление авиасообщения РФ еще с 5 странами

По сообщению оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, с 1 декабря Россия снимает ограничения на авиасообщение с Аргентиной, Бангладеш, Бразилией, Коста-Рикой и Монголией. Кроме того, с декабря снимаются ограничения на регулярные и нерегулярные полеты на Кубу, в Мексику и Катар, будут увеличены рейсы в Италию, Киргизию, Казахстан, Азербайджан и Вьетнам.

Рейсы будут выполняться по маршруту Москва – Буэнос-Айрес (два рейса в неделю), Москва – Рио-де-Жанейро (дважды в неделю), Москва – Дакка (дважды в неделю), Москва – Улан-Батор (трижды в неделю), Улан-Удэ – Улан-Батор (один рейс в неделю), Иркутск – Улан-Батор (один рейс в неделю), Красноярск – Улан-Батор (один рейс в неделю); Москва – Сан-Хосе (дважды в неделю).

Также продлевается приостановка авиасообщения с Танзанией, введенная в апреле. Ранее планировалось, что сообщение будет остановлено до 1 ноября.

Добавим, что авиасообщение с Финляндией было возобновлено зимой 2021 года. В настоящее время Россия возобновила с начала пандемии авиасообщение с 71 страной.

Снижение темпов роста контейнерных перевозок в 1,5 раза

Как рассказал в рамках форума «Транспортная неделя – 2021» президент, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин, постоянно возрастающее тарифное ценовое давление привело к снижению в 2021 году темпов роста контейнерных перевозок по всем видам сообщения (кроме транзита) в 1,5 раза.

Сегодня контейнеры – один из самых перспективных сегментов рынка. Но если за 10 месяцев этого года темпы прироста контейнерных перевозок составляют 12,7%, то с июля по октябрь (за 4 месяца) – 8,7%, а за октябрь – первые 15 дней ноября это уже 6,4%. «Увеличивается ценовое давление на какой-то сегмент, и темпы роста снижаются. Сейчас прирост контейнеризации идет за счет транзита, для которого действуют другие механизмы индексации», – отмечает он.

Г-н Исурин также сообщил, что рынок контейнерных железнодорожных перевозок с 2015 года вырос более чем в 2 раза – с 2,9 млн ДФЭ до прогнозируемых по итогам этого года 6,5 млн ДФЭ. Срок, за который произошел этот рост, соответствует только одному полному циклу greenfield-проекта (4–5 лет).

Сегодня на пленарном заседании Совета Федерации глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров сообщил, что перевозка контейнеров по сети железных дорог страны по итогам 2021 года может составить 6,5 млн TEU. Ранее в компании отмечали, что по итогам прошлого года объем контейнерных перевозок по сети составил 5,81 млн TEU. Таким образом, рост в годовом выражении составит 11,88%

Возобновление железнодорожного сообщения с Финляндией с 12 декабря

С 12 декабря возобновляется пассажирское железнодорожное сообщение с Финляндией, поезда будут ходить дважды в сутки по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки.

В оперативном штабе по борьбе с новой коронавирусной инфекцией отмечают, что все поездки будут осуществлены учетом неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Согласно решению правительства Финляндии, ограничения для туристов сохраняются как минимум до 28 ноября.

Железнодорожное сообщение между РФ и Финляндией было закрыто в марте 2020 года на фоне пандемии COVID-19. 

Добавим, что Финляндия не снимает ограничения на выдачу виз гражданам РФ. Подробнее об этом в нашем материале по ссылке. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions