+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2018 16:29:47
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2018 года)

С 2006 года российские морские порты нарастили грузоперевозки почти на 90%. И этот тренд продолжает усиливаться.
Грузооборот стабильно растет

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России с начала текущего года составил 328,4 млн т, что на 2,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 5 месяцев объем перевалки сухих грузов составил 156,4 млн т, увеличившись на 9,1%.

Объем переработки наливных грузов с начала года демонстрирует отрицательную динамику: снижение на 2,5% – до 172,1 млн т. Лидерами по темпам прироста грузооборота стали порты Каспия. Впервые за долгое время в 2018 году они демонстрируют положительную динамику – рост на 47,3%, до 2,1 млн т. Причем увеличилась перевалка как сухих грузов – до 1,2 млн т (+13%), так и наливных – до 0,9 млн т (рост в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). Наиболее высокие темпы роста показывает и другая гавань – порт Оля, стивидоры которого нарастили перевалку на 0,13 млн т, что на 96,5% выше уровня 2017-го. А вот порт Астрахань на 10,8% снизил объем переработки грузов, до 0,82 млн т. Все это говорит о перспективах российского каспийского транзитного потенциала. Отметим, что порты Каспия впервые за долгое время с начала текущего года демонстрируют положительную динамику.

Наибольший объем грузов по итогам 5 месяцев переработали морские порты Азово-Черноморского бассейна. Их грузооборот составил 110,8 млн т, что на 6,5% выше, чем в январе – мае 2017 года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 48,8 млн т (+16,1%), наливных грузов – 62,1 млн т (-0,1%). Некоторые стивидоры демонстрируют рекордные темпы роста показателей. В частности, ООО «Донской порт», СФ ООО «АВАЛ», стивидорная компания «АВЛИТА» и ООО «ДонТерминал» практически в 3 раза увеличили объем перевалки грузов, ЗАО «ВЕРП», ЗАО «Азовская судоремонтная компания» и ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» – в 2,5 раза, ООО «Курганнефтепродукт» и ООО «Азовский морской порт» – в 2 раза, ОАО «Астон» – на 98,9%, ООО ТД «Эльдако Юг» – на 86,7%, ООО «Ейск-Приазовье-Порт» – на 74,6%, ООО «ТСРЗ» – на 73,3%, ООО «ПРОМЭКСПЕДИЦИЯ» – на 62,3%, АО «Зерновой терминал «КСК» – на 50,1%, ЗАО «Геленджикский морской порт» – на 55,6%.

Самые холодные порты нарастили грузооборот на 9%, до 32 млн т. Если в первые месяцы 2018-го рост демонстрировали наливные грузы, то ближе к середине года инициативу перехватили сухогрузы. Если в первые месяцы 2018-го темпы роста грузооборота превышали 20%, то по итогам января – мая рост показателей составил 9%. Прибавка по-прежнему происходит за счет перевалки наливных грузов. Их объем за 5 месяцев 2018 года увеличился на 13%, до 20,4 млн т. Однако объем переработки сухогрузов также вырос – на 3% по сравнению с январем – маем 2017-го, до 11,6 млн т.

На Дальнем Востоке все спокойно. С начала года порты этого бассейна обработали 80,5 млн т, что на 0,2% выше показателей прошлого года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 49,7 млн т (+3,3%), наливных грузов – 30,8 млн т (-4,4%). В целом объем перевозок стивидоров Дальневосточного бассейна остается стабильным. Однако малые порты демонстрируют впечатляющий рост. Так, в порту Советская Гавань за указанный период было перевалено на 86,7% больше грузов, чем за аналогичный период 2017 года, стивидоры Зарубино перевалили больше на 46,3%, Петропавловск-Камчатский – на 35,2%.

Единственные гавани, которые уже по итогам 2 месяцев показывают отрицательную динамику, это порты Балтийского бассейна. Их грузооборот составил 103 млн т, что ниже уровня прошлого года на 1,5%. В то же время объем перевалки сухих грузов увеличился до 45,1 млн т, что выше января – мая 2017-го на 10,4%. Падение показателей произошло из-за снижения перевалки наливных грузов на 9,1%, до 57,9 млн т. При этом объем перевалки сухогрузов за указанный период даже увеличился.

Однако некоторые стивидоры продолжают демонстрировать впечатляющий рост. В частности, ООО «Балтийский порт» увеличило объем переваливаемых грузов в 2,5 раза, АО «Балт Нафта» – в 2,2 раза, ООО «Европейский серный терминал» – на 99,4%, ООО «Феникс» – на 88,2%, ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания» – на 79,5%, ООО «Рыбопромышленная компания «За Родину» – на 76,4%, ООО «КОНТУР СПб» – на 67,1%, ОАО «Балтийский судомеханический завод» – на 62%.

Контейнеры привлекают в порты

По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,1 млн TEU, что превышает показатель 2017-го за январь – май на 12,6%. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 901,8 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 12,8%. Экспортных контейнеров перевалено на 13,6% больше, или 884,3 тыс. TEU. Каботаж вырос на 9,5%, до 282,5 тыс. TEU, а транзит – на 6,8%, до 28,8 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 235,3 тыс. TEU (+14,8%).

Наиболее высокую динамику демонстрируют порты Дальневосточного бассейна – рост на 14,6%, до 635,4 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 195,6 тыс. TEU, что ниже уровня прошлого года на 17,6%. Экспортных контейнеров перевалено на 17,4% меньше, или 196,2 тыс. TEU. Каботаж составил 215,3 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 10,7%, а транзит – 28,3 тыс. TEU (+6,3%). Рефрижераторных контейнеров перевалено 29,1 тыс. TEU, что ниже, чем за 5 месяцев 2017 года на 7,7%.

Наибольший объем контейнеров по-прежнему перерабатывается в портах российской Балтики, которые увеличили перевалку контейнеров на 12,2%, до 1,030 млн TEU. Перевалка импортных контейнеров в отчетном периоде выросла на 11,2%, до 525,3 тыс. TEU. Экспортных контейнеров обработано на 13,2% больше, чем годом ранее. В физическом выражении – 504,56 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – мае перевалено 139,29 тыс. TEU (+24,9%). В том числе импортная перевалка составила 119,18 тыс. TEU (+18,5%).

Контейнерооборот портов Арктического бассейна увеличился на 4,9%, до 61,7 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 0,4 тыс. TEU, что ниже уровня прошлого года на 26,7%. Экспортных контейнеров перевалено на 1,6% меньше, или 0,2 тыс. TEU. Каботаж вырос на 5,2%, до 61,1 тыс. TEU, а транзит отсутствует. Рефрижераторных контейнеров перевалено 1,4 тыс. TEU (+41,8%).

Контейнерооборот Азово-Черноморского бассейна за исследуемый период составил 369,6 тыс. TEU (+11,8%).

В экспортном направлении было обработано 183,1 тыс. TEU, что превышает показатель прошлого года на 10,8%, в импортном – 180,2 тыс. TEU (+12,6%). Объем транзита составил 0,5 тыс. TEU, что практически в 2 раза больше, чем было переработано за 5 месяцев 2017-го.

В свою очередь, порты Каспийского бассейна, напротив, сократили перевалку контейнеров на 19,9%, до 869 TEU, хотя прошлый год был в этом регионе успешным.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions