+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.06.2020 09:21:42
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Какие грузы потянули погрузку вниз?

Погрузку на железных дорогах в мае потянул вниз целый ряд номенклатур. Наиболее чувствительным для сети стало снижение погрузки угля. По данным ИПЕМ, оно составило около 14% к маю 2019 года.
Причем основной минус отмечен в направлении морских портов на Западе и Юге России. В итоге он перекрыл рост погрузки в сторону Восточного полигона, прежде всего, из Кузбасса. Напомним, что в апреле погрузка угля в адрес станций Находкинского узла увеличилась более чем на 6,1% к аналогичному периоду прошлого года.

Положительная тенденция сохранилась и в мае, несмотря на то, что возможности инфраструктуры Восточного полигона в целом весьма ограниченны и предложение с трудом поспевает за спросом.

Уголь устремился на Восток

В ОАО «РЖД» постарались принять некоторые компенсационные меры. В частности, резервы были найдены после изменений в работе подталкивающих локомотивов на горно-перевальных участках. В результате уменьшилось количество прицепок и отцепок тяги, что положительно повлияло на пропускную способность ст. Смоляниново, через которую безостановочно стало проходить больше груженых поездов.

В какой-то мере скомпенсировать инфраструктурные ограничения помогло также изменение схем обеспечения тягой поездов с заменой трехсекционнных локомотивов четырехсекционными.

По оценкам участников рынка, в дальнейшем перевозки в направлении Восточного полигона могут увеличиться. Неслучайно недавно утвержденный документ, касающийся приоритетов железнодорожных перевозок, в качестве приложения содержит правила формирования плана экспорта угля на восточном направлении. Курировать исполнение данной методики доступа угольщиков к Восточному полигону поручено Минэнерго и Минтрансу.

Заместитель руководителя Московского филиала «СДС Уголь» Андрей Казаков сообщил, что в последние 2 месяца все угольные корпорации заявляли планы на восточном направлении с учетом тех сроков, которые прописаны в новой методике.

Беспокоит, правда, что те компании, которые везут уголь не только на восток, но и на запад, с точки зрения этой формулы могут рассчитывать на определенные преференции. Так в ЦФТО хотят решить задачу по наращиванию объемов перевозок из Кузбасса.

Однако следует учитывать, что в июне погрузку ощутимо потянет вниз северное направление – повлияет обрушение опоры моста через реку Колу. Из-за ЧП в конце мая остановилось движение поездов, большая часть которых шли с углем в порт Мурманск. СМИ сообщили, что, по данным местных властей, восстановительные работы займут 4–5 дней. Однако логистические компании получили предупреждение о том, что перевозки могут быть восстановлены не ранее чем через 5 месяцев.

Нефтяники запросили скидки

Ощутимые потери в мае были заметны в части нефтегрузов. В ИПЕМ их оценили в размере 8,5%. Уточненные данные, по-видимому, внесут в этот показатель поправку. При любом раскладе ситуация непростая.

Сказывается низкий спрос и высокие цены на нефтепродукты внутри РФ. Продажи бензина на АЗС сократились на 40–50%, а дизеля – на 30%.

В результате в апреле – мае на отечественный рынок стал активно поступать импорт. В правительстве долго не могли найти выход. И только с 2 июня ввели запрет на ввоз из-за рубежа (за исключением транзита и заправленного в баки машин топлива при поездках за рубеж) бензина и других видов топлива, который продлится до 1 октября. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что запрет на ввоз в Россию дешевого бензина – вынужденная антикризисная мера. Таким образом в правительств решили поддержать отечественную нефтепереработку, а не потребителей.

Аналогичные решения коснутся и железнодорожного транспорта. В ОАО «РЖД» уже предоставили понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки нефтегрузов на ряде направлений. Но они не помогли стабилизировать погрузку.

На очереди очередное решение – о скидках для нефтянников на время действия соглашения ОПЕК++. Одновременно до 15 июня должен быть проработан вопрос и о спецтарифах для «Транснефти». Для РЖД нефтепродукты – высокодоходная номенклатура. В их стоимости доля транспортной составляющей – 32%, утверждают представители нефтяной отрасли.

Однако подобное решение может подкосить финансы ОАО «РЖД», если государство не выделит компенсации. А этого пока в правительстве не обещали. Вместе с тем речь идет о средствах для развития инфраструктуры как Транснефти, так и РЖД. Поэтому прежде всего необходимо разобраться, какой эффект в конечном счете хотят получить в правительстве РФ? А пока суд да дело – перевозки нефтегрузов снижаются.

Металлы ищут дно

Металлоторговля так и не смогла выбраться из кризиса. В мае продажи упали, но при этом индекс цен лишь чуть-чуть снизился, по некоторым позициям (трубы, арматура, рельсы) был отмечен, наоборот, небольшой рост. Это указывает на то, что в отдельных сегментах рынок раскручивается, но по большинству номенклатур, которые перевозят по РЖД, он все-таки сжимается.

Прежде всего, в отрицательной зоне экспорт. По данным «ВТБ Капитал», в мире остановлено около 7% производственных металлургических мощностей (за исключением Китая).

В мае из-за высоких железнодорожных ставок часть металлоизделий, как это было и в начале весны, перекочевала на автотранспорт. Это также уменьшило железнодорожную погрузку черных металлов.

Лес остановили на вырубках

Около 10% составило снижение погрузки леса. В ОАО «РЖД» объясняют это квотированием экспорта кругляка и переключением части пиломатериалов (как и металлоизделий) в контейнеры.

Однако это лишь небольшая доля грузопотоков. А квоты и повышение пошлин на экспорт необработанного леса сверх установленных объемов до 60%в основном негативно сказались на грузопотоках на восточном направлении, полагают участники рынка.

«Если ранее погрузку сдерживала железная дорога, то сейчас ситуация несколько изменилась. Особо и нечего грузить: пандемия и непогода притормозили лесозаготовки. Так что клиенты вывозят в основном старые запасы», – рассказал руководитель отдела ж/д логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский.

По его словам, железная дорога сейчас хорошо пропускает лесные грузы на многих направлениях. Несмотря на ремонтные окна поезда неплохо следуют как по внутренним маршрутам, так и на экспорт. И в соседних странах, включая Финляндию, его хорошо принимают.

Профицит распространился сейчас и на лесовозные платформы. Несмотря на активное размещение избытка подвижного состава на отстой, ставки на представление вагонов в мае снизились до 1,1 тыс. руб./сут., пояснил представитель другого предприятия ЛПК. И в этом ничего удивительного нет: часть лесоперерабатывающих заводов работает на неполном рабочем дне.

Что в плюсе?

Положительную динамику в мае обеспечили такие номенклатуры, как зерно (по данным ИПЕМ, рост в 1,5 раза), строительные материалы (+5%), кокс (+12%) и железная руда (+3%), минудобрения (+6%).

Если же брать укрупненные номенклатуры, то внутри групп заметна высокая волатильность. Взять, например, строительный сектор. Здесь основной рост достигнут за счет перевозок балласта для нужд ОАО «РЖД», а также для ремонта автодорог в трех федеральных округах. При этом цемент снова ушел в минус (около -9%). Такой результат лучше апрельского (-23%), но все равно ниже уровня динамики потребления данной продукции (-6%, по оценкам аналитиков). Это указывает на то, что ощутимые объемы цемента, как и в апреле, ушли на автотранспорт.

Неравномерная динамика и у грузов ГМК: кокс и руда – в плюсе, а металлопродукция, лом – в минусе. То же самое в секторе химии: погрузка химикатов и соды снизилась, а минудобрений – выросла. Все это указывает на дисбалансы на рынках.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions