+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2021 13:31:10
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Итоги навигации – 2021: обмеление, устаревание флота и износ инфраструктуры речных портов

Речная навигация завершена во всех бассейнах внутренних водных путей (ВВП). По прогнозам Росморречфлота, по итогам года рост грузооборота ним составит 0,6%. Несмотря на рост конкуренции с автомобильным и железнодорожным транспортом, проблемы отрасли – подорожание топлива, количество и качество речного флота, погодные условия и недостаточное финансирование – остаются прежними.
Восстановление идет, но медленно

В настоящее время протяженность внутренних водных путей составляет около 101,6 тыс. км, в том числе с гарантированными глубинами 50,4 тыс. км и круглосуточным движением судов 8,9 тыс. км. Сегодня ВВП расположены в 12 регионах РФ. По данным Росморречфлота, за последнее десятилетие увеличилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением. При этом ликвидированы лимитирующие участки протяженностью 576 км, что увеличило пропускную способность на 5,3 млн т.

В прошлую навигацию объемы перевозок грузов выросли на 0,8%, до 109 млн т. Основной рост происходил за счет перевозок зерна на экспорт.

В нынешнюю навигацию, несмотря на рост экономической активности, последствия пандемии привели к замедлению роста грузоперевозок по ВВП. Речная навигация завершена практически во всех бассейнах внутренних водных путей страны. Для грузовых перевозок навигация 2021 года в большей степени проходила в штатном режиме, но в сложных для судоходства условиях – лесные пожары, низкий уровень воды в реках. На некоторых участках (например, на западе Сибири) реки обмелели из-за отсутствия дождей – и навигация была временно прекращена.

Более того, в ряде бассейнов само начало навигации было задержано по сравнению с плановыми сроками. Как следствие – по итогам I квартала 2021-го фиксировалась не совсем устойчивая работа речного флота. В целом, по прог­нозам Росморречфлота, грузооборот внутреннего водного транспорта по итогам текущего года составит 109,6 млн т с ростом всего на 0,6%.

Отпечатки проблем

В разных бассейнах страны навигация проходила в разных условиях. Как следствие, в одних грузооборот продемонстрировал рост, в других – значительное падение. Так, в Московском бассейне общий объем грузоперевозок увеличился на 12,4%, до 25,4 млн т. Большая часть перевезенного объема пришлась на минерально-строительные материалы (щебень, песок, песчано-гравийные смеси и т. д.) – более 18,5 млн т. Остальной объем грузов составили нефтепродукты, промышленное сырье, зерно и прочие грузы.

На юго-востоке Западной Сибири из-за отсутствия осадков в августе реки стали маловодными. Сложности с навигацией наблюдались на Оби – одной из крупнейших рек в мире. По течению Оби и ряда ее притоков, например Томи, из-за засухи уровень воды упал почти до исторических минимумов. В итоге один из крупнейших речных перевозчиков грузов – Томская судоходная компания – был вынужден прекратить навигацию на участке между Новосибирском и устьем Томи и отправить суда на досрочную зимовку. Восстановиться водные артерии смогут только в следующем году, когда пройдут снегопады.

Сложные для судоходства гидрологические условия также наблюдались в Обском бассейне. Администрация бассейна ограничила осадку судов вследствие низких уровней воды на нескольких участках Оби и Бии. Как результат – доля грузоперевозок в границах Алтайского края составила 835,3 тыс. т (-6,7%).

Навигация на основной трассе Волго-Балта завершается с небольшим превышением плановых сроков. Количество пропущенных судов выросло на 15%, объем грузов – на 14%.

В Камском бассейне низкие уровни прохождения ледохода, низкий пик паводка, жаркая и засушливая погода обусловили быстрый спад уровня воды, вследствие этого грузовые перевозки за навигацию снизились на 11,3% и составили 13,3 млн т. Несмотря на снижение общего объема перевезенных грузов, в этом году увеличились отправки нефтегрузов (на 103%) и технической соли (на 119%).

В Северо-Двинском бассейне ВВП с учетом прохождения ледохода на низких горизонтах воды аномально жаркая сухая погода привела к быстрому спаду уровня воды, что потребовало увеличения темпов дноуглубления.

Северный износ

Характер северного завоза (доставка в районы Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и европейской части России топлива, продовольственных и лекарственных товаров перед зимним сезоном) каждый год зависит от совокупности целого ряда факторов, особенно от погодных условий.

Так, на Лене навигация в этом году началась на 13 дней позже прошлогодней и прошла в сложнейших условиях ограниченной видимости из-за лесных пожаров. Завоз грузов в районы Крайнего Севера был связан с перебоями в работе Зеленомысского речного порта на фоне аварийных отключений линий электропередачи и ветроволновыми режимами на морских участках. «В текущую навигацию отгрузка каменного угля с шахты «Джебарики-Хая» осуществлялась не в полном объеме в связи с отсутствием накоплений. Для гарантированного завоза топливно-энергетических ресурсов впервые была изменена логистика доставки угля с Зырянского угольного разреза в Янскую группу улусов в объеме 38,5 тыс. т», – сообщили в управлении Ленского объединенного речного пароходства.

Но в итоге план завоза грузов в навигацию был перевыполнен. Как сообщили в пресс-службе главы и правительства рес­публики, при плане завоза 1,143 млн т доставили 1,156 млн т грузов. Более 320 тыс. т жизнеобеспечивающих грузов было доставлено в арктические районы республики по рекам Яне, Индигирке, Колыме, Анабар, морю Лаптевых. Сегодня идет подготовка к зимним перевозкам жизнеобеспечивающих грузов автомобильным транспортом, что не менее сложно, чем летняя навигация. Они, как правило, сопровождаются обильными снегопадами, наледями, метелью, пургой и сильными морозами.

Сами речники среди основных ограничивающих факторов для полноценного развития перевозок в республике называют износ инфраструктуры речных портов Якутии и технологические отключения электроснабжения на отдельных участках речных сообщений. Представители водного транспорта неоднократно указывали также и на необходимость обеспечить гарантированные габариты для прохода судов там, где в последние годы наблюдается маловодный цикл.

Флот ждет глубин и денег

По оценке Минтранса России и исходя из маркетингового опроса, нормализация судоходных глубин на ВВП (строительство гидроузлов) позволит заказать около 700 грузовых судов.

Пока же моральное и физическое устаревание флота – по-прежнему одна из главных проблем речных перевозчиков в разных регионах страны. Из-за отсутствия финансирования судостроители часто не имеют возможности строить новый флот. За последние 20 лет количество годных к эксплуатации речных судов снизилось в стране на 37%. Так, если в 2000 году было зарегистрировано 34 330 ед., то по итогам 2020-го – 23 195 ед.

За этот период выбыло 13 704 судна, а построено всего 4588. По данным генерального директора АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Юрия Гильца, средний возраст судов составляет более 40 лет.

Вместе с тем в Росморречфлоте сообщают, что за последнее время было получено из нового судостроения 67 ед. путейского флота, в том числе 3 высоко­производительных земснаряда, 6 ед. экологического флота, 3 промерных судна с новым инновационным оборудованием и 55 обстановочных теплоходов.

Полную версию материала читайте в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions