+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2021 13:31:10
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Итоги навигации – 2021: обмеление, устаревание флота и износ инфраструктуры речных портов

Речная навигация завершена во всех бассейнах внутренних водных путей (ВВП). По прогнозам Росморречфлота, по итогам года рост грузооборота ним составит 0,6%. Несмотря на рост конкуренции с автомобильным и железнодорожным транспортом, проблемы отрасли – подорожание топлива, количество и качество речного флота, погодные условия и недостаточное финансирование – остаются прежними.
Восстановление идет, но медленно

В настоящее время протяженность внутренних водных путей составляет около 101,6 тыс. км, в том числе с гарантированными глубинами 50,4 тыс. км и круглосуточным движением судов 8,9 тыс. км. Сегодня ВВП расположены в 12 регионах РФ. По данным Росморречфлота, за последнее десятилетие увеличилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением. При этом ликвидированы лимитирующие участки протяженностью 576 км, что увеличило пропускную способность на 5,3 млн т.

В прошлую навигацию объемы перевозок грузов выросли на 0,8%, до 109 млн т. Основной рост происходил за счет перевозок зерна на экспорт.

В нынешнюю навигацию, несмотря на рост экономической активности, последствия пандемии привели к замедлению роста грузоперевозок по ВВП. Речная навигация завершена практически во всех бассейнах внутренних водных путей страны. Для грузовых перевозок навигация 2021 года в большей степени проходила в штатном режиме, но в сложных для судоходства условиях – лесные пожары, низкий уровень воды в реках. На некоторых участках (например, на западе Сибири) реки обмелели из-за отсутствия дождей – и навигация была временно прекращена.

Более того, в ряде бассейнов само начало навигации было задержано по сравнению с плановыми сроками. Как следствие – по итогам I квартала 2021-го фиксировалась не совсем устойчивая работа речного флота. В целом, по прог­нозам Росморречфлота, грузооборот внутреннего водного транспорта по итогам текущего года составит 109,6 млн т с ростом всего на 0,6%.

Отпечатки проблем

В разных бассейнах страны навигация проходила в разных условиях. Как следствие, в одних грузооборот продемонстрировал рост, в других – значительное падение. Так, в Московском бассейне общий объем грузоперевозок увеличился на 12,4%, до 25,4 млн т. Большая часть перевезенного объема пришлась на минерально-строительные материалы (щебень, песок, песчано-гравийные смеси и т. д.) – более 18,5 млн т. Остальной объем грузов составили нефтепродукты, промышленное сырье, зерно и прочие грузы.

На юго-востоке Западной Сибири из-за отсутствия осадков в августе реки стали маловодными. Сложности с навигацией наблюдались на Оби – одной из крупнейших рек в мире. По течению Оби и ряда ее притоков, например Томи, из-за засухи уровень воды упал почти до исторических минимумов. В итоге один из крупнейших речных перевозчиков грузов – Томская судоходная компания – был вынужден прекратить навигацию на участке между Новосибирском и устьем Томи и отправить суда на досрочную зимовку. Восстановиться водные артерии смогут только в следующем году, когда пройдут снегопады.

Сложные для судоходства гидрологические условия также наблюдались в Обском бассейне. Администрация бассейна ограничила осадку судов вследствие низких уровней воды на нескольких участках Оби и Бии. Как результат – доля грузоперевозок в границах Алтайского края составила 835,3 тыс. т (-6,7%).

Навигация на основной трассе Волго-Балта завершается с небольшим превышением плановых сроков. Количество пропущенных судов выросло на 15%, объем грузов – на 14%.

В Камском бассейне низкие уровни прохождения ледохода, низкий пик паводка, жаркая и засушливая погода обусловили быстрый спад уровня воды, вследствие этого грузовые перевозки за навигацию снизились на 11,3% и составили 13,3 млн т. Несмотря на снижение общего объема перевезенных грузов, в этом году увеличились отправки нефтегрузов (на 103%) и технической соли (на 119%).

В Северо-Двинском бассейне ВВП с учетом прохождения ледохода на низких горизонтах воды аномально жаркая сухая погода привела к быстрому спаду уровня воды, что потребовало увеличения темпов дноуглубления.

Северный износ

Характер северного завоза (доставка в районы Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и европейской части России топлива, продовольственных и лекарственных товаров перед зимним сезоном) каждый год зависит от совокупности целого ряда факторов, особенно от погодных условий.

Так, на Лене навигация в этом году началась на 13 дней позже прошлогодней и прошла в сложнейших условиях ограниченной видимости из-за лесных пожаров. Завоз грузов в районы Крайнего Севера был связан с перебоями в работе Зеленомысского речного порта на фоне аварийных отключений линий электропередачи и ветроволновыми режимами на морских участках. «В текущую навигацию отгрузка каменного угля с шахты «Джебарики-Хая» осуществлялась не в полном объеме в связи с отсутствием накоплений. Для гарантированного завоза топливно-энергетических ресурсов впервые была изменена логистика доставки угля с Зырянского угольного разреза в Янскую группу улусов в объеме 38,5 тыс. т», – сообщили в управлении Ленского объединенного речного пароходства.

Но в итоге план завоза грузов в навигацию был перевыполнен. Как сообщили в пресс-службе главы и правительства рес­публики, при плане завоза 1,143 млн т доставили 1,156 млн т грузов. Более 320 тыс. т жизнеобеспечивающих грузов было доставлено в арктические районы республики по рекам Яне, Индигирке, Колыме, Анабар, морю Лаптевых. Сегодня идет подготовка к зимним перевозкам жизнеобеспечивающих грузов автомобильным транспортом, что не менее сложно, чем летняя навигация. Они, как правило, сопровождаются обильными снегопадами, наледями, метелью, пургой и сильными морозами.

Сами речники среди основных ограничивающих факторов для полноценного развития перевозок в республике называют износ инфраструктуры речных портов Якутии и технологические отключения электроснабжения на отдельных участках речных сообщений. Представители водного транспорта неоднократно указывали также и на необходимость обеспечить гарантированные габариты для прохода судов там, где в последние годы наблюдается маловодный цикл.

Флот ждет глубин и денег

По оценке Минтранса России и исходя из маркетингового опроса, нормализация судоходных глубин на ВВП (строительство гидроузлов) позволит заказать около 700 грузовых судов.

Пока же моральное и физическое устаревание флота – по-прежнему одна из главных проблем речных перевозчиков в разных регионах страны. Из-за отсутствия финансирования судостроители часто не имеют возможности строить новый флот. За последние 20 лет количество годных к эксплуатации речных судов снизилось в стране на 37%. Так, если в 2000 году было зарегистрировано 34 330 ед., то по итогам 2020-го – 23 195 ед.

За этот период выбыло 13 704 судна, а построено всего 4588. По данным генерального директора АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Юрия Гильца, средний возраст судов составляет более 40 лет.

Вместе с тем в Росморречфлоте сообщают, что за последнее время было получено из нового судостроения 67 ед. путейского флота, в том числе 3 высоко­производительных земснаряда, 6 ед. экологического флота, 3 промерных судна с новым инновационным оборудованием и 55 обстановочных теплоходов.

Полную версию материала читайте в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions