Сеть снизила объемы погрузки по сводкам за 2019 год до 1,3 млрд т, что на 0,9% меньше, чем за предыдущий год. Упали отправки нефти и нефтепродуктов – до 232 млн т (-1,9%), каменного угля (372 млн т, -0,8%), черных металлов (73,8 млн т, -5,6%) и лома (14,7 млн т, -7,7%). Уменьшились перевозки лесных грузов (42 млн т, -8,1%), зерна (21,7 млн т, -20,1%), химикатов и соды (26,1 млн т, -1,1%).
Правда, грузооборот в 2019 году остался на уровне 2601,3 млрд тарифных т-км, что на 0,2% ниже, чем за аналогичный период 2018-го. Это указывает на сохранение стабильности поступлений ОАО «РЖД» за перевозки за счет увеличения их дальности. Причем, судя по мнениям, собранным при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, данный показатель движенцы на железных дорогах нередко накручивали путем выбора более длинного маршрута.
Просчеты маркетологов
Напомним, что еще в начале осени большинство участников рынка полагали, что погрузку ОАО «РЖД» по итогам прошлого года удастся удержать хотя бы на уровне 2018 года. В этом, во всяком случае, убеждали общественность маркетологи перевозчика. И только в октябре они осторожно скорректировали свой прогноз, предположив вероятность снижения погрузки на 0,5%.
При этом оставалась надежда, что декабрь оживит итоговую статистику по 2019 году. И железные дороги получили настоятельные указания позаботиться об этом.
Однако в дальнейшем сводки принесли разочарование – погрузка в последнем месяце прошлого года составила всего 106,7 млн т, что на 2% ниже позапрошлогоднего уровня. Это означало крах попыток внести коррекцию в итоговые результаты. Вероятно, особых идей по привлечению дополнительных объемов на сети в конце 2019-го так и не отыскали. Или не нашли общего языка с проявившими упрямство клиентами.
Тормозной экспорт
Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Ноябрь в этом плане выдался не слишком удачным. И в декабре за рубеж было вывезено всего лишь 40,2 млн т грузов, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный месяц 2018 года.
Это объясняет, почему вниз потянулась практически вся линейка ключевых номенклатур. Неприятным сюрпризом также стало декабрьское снижение погрузки минудобрений и железной руды, которые держали положительную динамику практически в течение всего прошлого года.
Исключение из данного тренда составили нефтепродукты, которых удалось благодаря предоставленным перевозчикам скидкам к тарифу отправить на экспорт в объеме 9,5 млн т (+10%). Высокую динамику показали также грузы в контейнерах – 1,8 млн т (+22,5%). С учетом заявленного потенциала российских экспортеров – негусто. Разумеется, подобный плюс не смог скомпенсировать итоговый минус.
В целом в декабре экспортеры дали железнодорожному перевозчику достаточно ясный сигнал: сложившиеся на сети условия и предлагаемые продукты не способствуют росту продаж российских товаров за рубеж. ОАО «РЖД» должно было проявить гибкость по отношению к экспортерам.
Однако вместо этого перевозчик, по-видимому, решил поступить иначе. Занять глухую оборону было несложно с учетом поддержки на уровне Минтранса и слабости рычагов влияния на политику РЖД, которые были оставлены Минэкономразвития.
Это означало, что в декабре РЖД остались в конце 2019 года при деньгах, а экспортеры – со своими проблемами. Поэтому, кстати, и январь текущего года вряд ли видится в этом плане переломным. Предварительные прогнозы под таки углом зрения неутешительны: особых стимулов для увеличения вывоза продукции по железным дорогам за рубеж у значительной доли предприятий попросту нет.
Стимулов ускорения не видно
Бизнес снижает обороты и о его затруднениях на сети не слышат. Отправлять больше грузов стало в сложившейся ситуации невыгодно. Соответственно, уверенности в позитивных тенденциях, по крайней мере зимой текущего года с погрузкой, на сети не ожидается.
Остаются, правда, надежды на внутреннее потребление. Впрочем, и они достаточно слабые – с учетом вялого потребительского спроса в конце 2019 года. Да и итоги декабря показали: в сложившейся системе координат на сеть удалось привлечь разве только дополнительные объемы стройгрузов и цемента.
Объемы погрузки последней номенклатуры подросли на внутреннем рынке в основном благодаря временному оживлению в сегменте строительства жилья. А прибавка по щебню объясняется довольно просто: в декабре прошлого года ОАО «РЖД» на 44,4% по сравнению с декабрем 2018-го увеличило перевозки балласта – то есть для собственных нужд.
Понятно, что это не то решение, которое могло бы стимулировать железнодорожную погрузку на внутреннем рынке. А значит, и в этом сегменте нет поводов ожидать рывка вверх, по крайней мере в первых месяцах 2020 года. Сложно давать оценку по объемам перевозок в теплом сезоне. Однако следует предположить положительную динамику в II полугодии 2020-го, прежде всего благодаря эффекту низкой базы за соответствующие месяцы 2019 года.
Более детально итоги 2019 года мы проанализируем в очередном номере журнала РЖД-Партнер.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.