+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.11.2021 13:36:14
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Авиационные итоги октября: неисправные SSJ-100, рост цен на авиакеросин и переход на зимнее расписание

Грузооборот и пассажирооборот российских авиакомпаний продолжил свой рост в октябре текущего года. Активно развивается единая дальневосточная компания, но проблемы с обслуживанием Sukhoi SuperJet 100 едва не стали причиной изъятия ВС у «Якутии». В целом же перевозчики говорят о постепенном восстановлении мощностей и готовятся к возобновлению авиасообщения с еще пятью странами.
Пассажиры

По данным Росавиации, за январь – октябрь этого года пассажирооборот российских авиакомпаний вырос на 53,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 205,2 млн пасс.-км. Объем перевезенных пассажиров за 10 месяцев этого года вырос на 59%, до 94,5 млн человек. Доля занятости пассажирских кресел выросла на 7,1% за январь – октябрь.

При этом в октябре пассажирооборот увеличился на 88,3%, до 25,8 млн пасс.-км, а объем перевезенных пассажиров – на 61,8%, более 11 млн человек.

В октябре пассажирооборот топ-5 авиакомпаний страны вырос на 72%. Пассажирооборот «Аэрофлота» вырос в 2,2 раза – с 2,3 до 5,2 млн пасс.-км. В октябре авиакомпания «Аэрофлот» вывела из парка один Airbus А330-200 и передала два SSJ-100 в авиакомпанию «Россия» в рамках внутригруппового перераспределения. По состоянию на 31 октября 2021 года парк группы «Аэрофлот» насчитывал 351 воздушное судно.

Выручка перевозчика за 9 месяцев по РСБУ составила 276 016 млн руб. и выросла на 56% к аналогичному периоду прошлого года. «Значительный вклад в улучшение финансового результата внес спрос и обеспеченный им рост объема внутрироссийских перевозок, на которые компания сделала ставку в высокий сезон. Положительное влияние на выручку оказало активное развитие перевозок на внутренних линиях, а также продолжение восстановления полетной программы в международном сегменте. Выручка от пассажирских перевозок за 9 месяцев 2021 года выросла на 65,3% по сравнению с 9 месяцами 2020-го», – комментируют в компании.

При этом расходы на лизинг ВС остались на уровне прошлого года благодаря строгой дисциплине в отношении расширения парка воздушных судов, которое происходит в соответствии с динамикой ожидаемого спроса. Расходы на оплату труда за 9 месяцев 2021 года снизились на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.

Пассажирооборот «Победы» (группа «Аэрофлот») прирос в октябре на 33,3%, до 2,2 млн пасс.-км. Недавно лоукостер перевез 50-миллионного клиента с начала полетов. Юбилейный клиент вылетел рейсом DP-459 из международного аэропорта Внуково в Чебоксары.

«Основной рост пассажирских авиаперевозок аэропорта Внуково обусловлен расширением маршрутной сети авиакомпаний-партнеров, увеличением частоты полетов по действующим направлениям, а также регулярной работой коллектива Внуково по улучшению качества обслуживания пассажиров и авиакомпаний», – говорит генеральный директор АО «Международный аэропорт Внуково» Дмитрий Сапрыкин.

По итогам этого года «Победа» планирует обслужить 14 млн клиентов – на 54% больше, чем в 2020-м.

В зимнем расписании «Победы» – более 110 направлений. Около 40% маршрутов зимнего расписания – региональные, они обслуживаются без посадки в Москве.

На встрече с президентом страны гендиректор «Аэрофлота» заявил, что авиакомпания «Победа» – основной драйвер роста и драйвер снижения цен. «На сегодняшний день и в мире, и в России нет другой авиакомпании, которая бы так успешно работала и закончила даже 2020-й, самый тяжелый год, с прибылью в 1,5 млрд руб. Мы планируем, что в 2021-м компания перевезет более 14,5 млн пассажиров. И хочу отметить, что, как мы и планировали в стратегии, на маршруты, куда приходит авиакомпания «Победа», цены снижаются до 30%. И это уже не план, это реальность, в том числе на рейсах нашей совместной эксплуатации «Аэрофлота» и «Победы», – заявил Михаил Полубояринов.

Пассажирооборот авиакомпании «Россия» (группа «Аэрофлот») вырос в октябре на 91,1%, до 2,6 млн пасс.-км. В прошлом месяце было перевезено более 1 млн человек (+85,3%).

В конце октября «Россия» открыла полеты в столицу Болгарии. Регулярные рейсы из Москвы в Софию выполняются ежедневно на воздушных судах отечественного производства Superjet 100. А в ноябре открыла полеты из Санкт-Петербурга в Тель-Авив, рейсы будут выполняться один раз в неделю по четвергам на Airbus A320. Сейчас в Израиль могут приехать не только резиденты, но и прошедшие вакцинацию одобренными ВОЗ препаратами граждане стран, не входящих в число «красных», при соблюдении ряда условий.

Также в конце октября авиакомпания «Россия» назвала самолет с бортовым номером RA-89017 в честь Петрозаводска. Он приступил к полетам по маршрутной сети авиакомпании из Москвы. Первыми его рейсами стали полеты из Шереметьево в Оренбург, Махачкалу, Санкт-Петербург, Мурманск и Магнитогорск.

В ходе рабочей встречи с президентом М. Полубояринов сообщил, что в 2028 году в парке авиаперевозчика «Россия» должно быть уже 150 воздушных судов Sukhoi Superjet и 85 самолетов МС-21. «Несмотря на все проблемы в авиаотрасли, мы по-прежнему выполняем все обязательства перед нашими партнерами. На конец 2021 года в парке авиакомпании «Россия» будет 66 судов Sukhoi Superjet, в следующем году мы ждем первые четыре МС-21», – отметил М. Полубояринов. 

S7 Airlines за октябрь перевезла более 1,5 млн пассажиров, что на треть превышает показатели за аналогичный период прошлого года. При этом рейсами по России воспользовалось 1,3 млн пассажиров (+21% к октябрю 2020 г. и +18% к 2019 г.).

На международных рейсах в прошлом месяце было перевезено 195,5 тыс. пассажиров, что вполовину меньше, чем в 2019-м, до пандемии.

Всего с начала года S7 Airlines перевезла более 15,1 млн пассажиров (+46% к 2020 г., но -2% к 2019 г.). «В зимнем расписании S7 Airlines порадует путешественников обширной полетной программой, насчитывающей 242 направления. Мы рады с ноября вновь возобновить полеты в Таиланд. Прямые регулярные рейсы в Бангкок и на Пхукет будут выполняться из шести российских городов», – говорит директор по стратегии S7 Group Игорь Веретенников.

Услугами «Уральских авиалиний» в октябре воспользовались 869 154 пассажира (99% к 2019 г.). Самыми популярными октябрьскими направлениями у пассажиров стали Москва, Симферополь, Калининград и Сочи.

По итогам 10 месяцев авиакомпания «Уральские авиалинии» перевезла более 8 млн пассажиров (97% к 2019 г.). Из них на внутренних воздушных линиях – 5,8 млн человек, на международных – более 867 тыс. пассажиров и свыше 1,3 млн пассажиров по СНГ. Пассажирооборот составил более 17,9 млн пасс.-км.

Недавно парк «Уральских авиалиний» пополнился новым лайнером – Airbus A321neo. Он имеет просторный салон, одноклассную компоновку и вмещает в себя 236 ультратонких кресел эконом-класса Dragon Fly, характерная черта дизайна которых – красная окантовка. Каждое кресло оснащено USB-разъемами для подзарядки гаджетов.

Теперь в парке компании – 52 лайнера, восемь из них – нового поколения neo (пять Airbus А321neo, три Airbus A320neo, 14 Airbus А321, 25 Airbus А320 и пять Airbus А319). В этом году перевозчик уже получил два Airbus A320 и два новых А321neo и готов принять еще три А321neo. А в конце года лизингодателям будут возращены две машины в рамках программы обновления действующего авиапарка.

Все чаще упоминаемая в последнее время в СМИ авиакомпания «Якутия» с января по октябрь по целому ряду ключевых показателей демонстрирует положительную динамику.

Так, за 10 месяцев текущего года авиакомпания перевезла 704,5 тыс. пассажиров (+174,4%). В целом же по данному показателю, согласно данным Росавиации, «Якутия» показала девятый результат из 35 отечественных авиакомпаний.

Кроме того, показатели за январь – октябрь 2021 года по количеству перевезенных оказались на 13,5% выше, чем за те же 10 месяцев допандемийного 2019-го.

Объем пассажирооборота авиакомпании за 10 месяцев вырос на 59,8% по сравнению с прошлым годом. Процент занятости пассажирских кресел вырос на 13,6%.

В компании отмечают, что темп роста обеспечен благодаря расширению маршрутной сети, перебазированию некоторых типов воздушных судов в другие аэропорты на период реконструкции взлетно-посадочной полосы Якутска. Кроме того, взамен пока недоступных международных рейсов была значительно расширена чартерная программа.

В качестве еще одного фактора можно указать заключение соглашения о кодшеринге с авиакомпанией «Аврора» в рамках создания единой дальневосточной авиакомпании. Благодаря подписанию договора, «Якутия» начала регулярные полеты на воздушных судах Sukhoi SuperJet 100 по направлениям Хабаровск – Анадырь, Южно-Сахалинск – Комсомольск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре – Красноярск.

Но на заседании президиума Госсовета 19 октября министр промышленности и торговли России Денис Мантуров пригрозил изъять у авиакомпании «Якутия» российские региональные самолеты SSJ-100 в случае их несвоевременного обслуживания. Эксперты рынка высказали точку зрения о том, что причина ситуации, сложившейся нынешней осенью в авиакомпании «Якутия» с обслуживанием самолетов SSJ-100, на 80% – вина менеджмента и на 20% – проблемы всей отрасли.

Грузы и почта

По данным Росавиации, грузооборот российских авиакомпаний вырос на 31% за январь – октябрь, до 7,3 млн т-км, и на 25,8% за октябрь, до 841,7 тыс. т-км. Объем перевезенных грузов и почты российских авиакомпаний за январь – октябрь вырос в целом на 29,4%, до 1 млн 188 тыс. т. В октябре прирост составил 17,2%, или более 133,4 тыс. т.

Процент коммерческой загрузки российской гражданской авиации с начала года вырос на 4,5%, а в октябре – на 3,3%.

Грузооборот всех компаний из топ-5 увеличился с начала года. Так, грузооборот «Аэрофлота» увеличился на 13,6% за январь – октябрь, до 689,7 тыс. т-км, и на 53,2% в октябре, до 107 тыс. т-км. Вырос также и объем перевезенных грузов и почты – на 15,4 и 41,2% соответственно.

В конце весны «Аэрофлот» открыл международный авиахаб в Красноярске. По оценке М. Полубояринова, сегодня он успешно функционирует во время пандемии. Но буквально на днях стало известно, что Минтранс отказал «Аэрофлоту» в субсидиях на маршруты из Красноярска.

Грузооборот «Уральских авиалиний» снизился за январь – октябрь на 14,1% и на 58,2%.

В компании сообщили, что с наступлением низкого сезона переоборудовано еще два Airbus A321 из пассажирских в грузовые. Самолеты доведены до стандарта Zero LOPA: в салоне демонтированы пассажирские кресла, но при этом оставлены туалеты и полки для ручной клади. Всего в грузовую версию модифицировано три самолета A321: VQ-BKG, VP-BVP, VP-BVR. Все они курсируют из Китая в Европу, перевозя медицинские грузы.

Значительный скачок показателей демонстрирует грузооборот авиакомпании Red Wings. Так, за январь – октябрь рост составил лишь 7,1%, а в октябре вырос более чем в 2,8 раза.

В октябре Red Wings получила третий широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Boeing 777-200.

Грузооборот крупнейшего грузового перевозчика России «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») вырос за 10 месяцев этого года на 24,3%, на 5,7% – в октябре. АВС, ведущий грузовой перевозчик в России и один из мировых лидеров грузовой отрасли, теперь будет предоставлять свои емкости для онлайн-бронирования через платформу www.CargoAi.co Авиаэкспедиторы из разных регионов мира будут иметь доступ к сервисам платформы – eQuote (квотирование) и eBooking (бронирование) – на всех рейсах АВС, которые покрывают направления в России и Казахстане, в Европе и на Ближнем Востоке, в Азии и США.

AirBridgeCargo – одна из первых грузовых авиакомпаний, которая начала предлагать емкости на онлайн-платформах партнеров. Кроме того, ABC недавно получила разрешение от Управления гражданской авиации Китая (CAAC) на коммерческую перевозку литиевых батарей свыше 35 кг, которые больше известны, как SP (Специальное положение) А99. АВС стала первой авиакомпанией, получившей подобное разрешение в Китае, которому предшествовала тщательная подготовка, тестирование и тесное сотрудничество со всеми стейкхолдерами в течение двух лет.

Также ABC является одним из лидеров по перевозке продукции здравоохранения. В октябре команда АВС в Италии отправила 500-й активный контейнер, который вместе с другими отправился в Китай, Японию, Сингапур и другие страны Азии на более чем 60 чартерных и регулярных рейсах компании. Всего за 10 месяцев текущего года АВС отправила более 1 тыс. контейнеров для температурно-чувствительных отправок из Милана, часть из которых была доставлена наземным способом на другие станции перевозчика в Европе для поддержания спасительных логистических операций.

«Работать с активными контейнерами всегда сложно, принимая во внимание процесс зарядки, обслуживание в аэропорту и загрузку, но вместе с партнерами мы продолжаем выполнять отправки и предлагать эффективные решения для поддержания стабильности логистических цепочек», – комментирует глобальный директор по здравоохранению группы «Волга-Днепр» Юлия Селетария.

Цены на авиаГСМ и прогнозы

По данным Росавиации, средняя цена на авиатопливо превысила в октябре уже 57,5 тыс. руб. за тонну. По сравнению с началом года стоимость авиатоплива выросла на 23,23%, или более чем на 10,8 тыс. руб. В январе тонна топлива стоила 46 669 руб.

В Минэнерго связали рост биржевых цен на керосин с ростом цен на нефть. При этом в ведомстве отмечают, что поставки керосина в российские аэропорты остаются стабильными, а общий объем производства керосина в РФ соответствует уровню 2019 года.

В середине октября, когда на фоне роста нефтяных котировок биржевая цена на авиакеросин достигла исторического максимума, перевозчики заявили, что не могут полностью транслировать подорожание топлива в цену авиабилетов в условиях сезонного снижения пассажиропотока. А эксперты рынка говорят о дальнейшем росте стоимости керосина.

Например, из-за роста цены авиационного керосина затраты «Аэрофлота» на топливо за 9 месяцев этого года увеличились на 11,6 млрд руб. (+30,1%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если же говорить в целом о ситуации, то несмотря на постепенный рост показателей мировая авиационная отрасль по-прежнему находится в глубоком кризисе. Если в прошлом году падение пассажиропотока было на 60%, то за 7 месяцев текущего года – на 47%. По прогнозу аналитиков, глобальный рынок восстановится не ранее 2024 года.

«Мы прошли самую глубокую точку кризиса. Хотя серьезные проблемы остаются, виден путь к выздоровлению. Некоторые внутренние рынки почти вернулись к уровню до начала эпидемии COVID-19, что говорит нам о том, что люди хотят путешествовать», – отмечает генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Вилли Уолш.

В IATA считают, что спрос в 2021 году составит 40% от уровня 2019-го., но в следующем году вырастет уже до 61%. Общее количество пассажиров достигнет 2,3 млрд в этом году, а в следующем увеличится до 3,4 млрд, что соответствует лишь уровню 2014 года и ниже 4,5 млрд путешественников в доковидном 2019-м.

При этом в российской отрасли авиаперевозок, как отмечает М. Полубояринов, кризис не так силен. Восстановление перевозок до докризисного уровня ожидается в 2022–2023 гг. Согласно проекту Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035-го, пассажиропоток российских авиакомпаний в период до 2035 года будет расти со среднегодовым темпом в 3,1%.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions