+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

Выпуск 18 (310) сентябрь 2015

18 (310) сентябрь 2015
РЖД-Партнер

В ожидании тарифной трансформации

В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет,
а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.

Array
(
    [ID] => 97964
    [~ID] => 97964
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1348
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1348
    [NAME] => В ожидании тарифной трансформации
    [~NAME] => В ожидании тарифной трансформации
    [ACTIVE_FROM_X] => 
    [~ACTIVE_FROM_X] => 
    [ACTIVE_FROM] => 
    [~ACTIVE_FROM] => 
    [TIMESTAMP_X] => 02.09.2016 16:53:28
    [~TIMESTAMP_X] => 02.09.2016 16:53:28
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/310/v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/310/v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Напомним, что заявления перевозчика прозвучали в ответ на поручение президента России разработать конкретные меры по снижению транспортных издержек грузо­владельцев на Дальнем Востоке. Чуть позже Минэкономразвития обнародовало подготовленный по поручению правительства новый проект Целевой модели рынка. В документе отмечено, что в период с 2011 по 2015 год в сфере тарифного регулирования железно­дорожных грузоперевозок были достигнуты определенные успехи: теперь условия транспортировки во внутри­государственном и международном сообщении выравнены, стоимость порожнего пробега вагонов унифицирована, исключительные тарифы отменены. Однако действующие правила не учитывают объективных перемен, произошедших в результате реформирования отрасли, в частности изменившегося порядка взаимодействия участников рынка, появления новых субъектов и пр.
В МЭР считают, что существующая система тарифных классов и большое количество поправочных коэффициентов мешают формированию достаточной для содержания и развития инфраструктуры доходной базы. Тарифы на экспортные сырьевые отправки ниже себестоимости перевозки, а на доставку продукции обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства – значительно выше. Это стимулирует транспортировку сырья на дальние расстояния, но сдерживает переход от существующей модели развития экономики к инновационной. В документе упомянуто и то, что в настоящее время фактически не используется такой инструмент, как долгосрочные тарифы.
Госрегулятор предлагает создать стимулы для наращивания перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью. В качестве конкретных шагов рассматриваются отмена тарифных классов и переход к новой единице тарификации, учитывающей вес вагона, формирование ставок на короткие плечи исходя из реальной себестоимости перевозки, наделение грузоотправителей правом заключения индивидуальных контрактов, устанавливающих долгосрочные тарифы в соответствии с индексацией, заложенной в прогнозе социально-экономического развития РФ, и т. д.
ФАС поддержала инициативу перевозчика, признав, что давно выступает за коррекцию как Прейскуранта № 10-01, так и подходов к его формированию. Что касается предложений МЭР, то и перевозчик, и грузоотправители считают, что действующая система тарификации требует перемен. При этом представители РЖД полагают, что о конкретных процедурах говорить рано как минимум до обсуждения в холдинге новой Целевой модели рынка грузоперевозок. «Прейскурант базируется на принятой в России регуляторной модели: наличие низко- и высоко­доходных грузоперевозок – один из элементов перекрестного субсидирования, действующего уже 20 лет, – говорит руководитель одного из департаментов компании. –
Железнодорожный транспорт является неким заложником структуры грузопотока, меняющегося в сторону увеличения доли низкодоходных грузов». Отмена классовой дифференциации, с одной стороны, упростила бы дело, однако в текущих экономических условиях она представляется затруднительной, так как чревата почти двукратным ростом тарифа для отдельных отраслей и снижением грузооборота в связи с невывозом ряда грузов. Кстати, дифференцированный подход является стандартной практикой тарифообразования за рубежом.
У железнодорожных операторов и потребителей есть свои представления о реформе тарифов. Основное пожелание – придать гибкости тарифному коридору для оперативного реагирования на рыночную ситуацию. Некоторые согласны и с тем, что принцип тарификации грузов по классам несколько устарел. Есть новые предложения: например, привязать тарифы к динамике биржевых показателей.
Один из участников рынка считает, что если ввести тарификацию по предложению МЭР с учетом веса вагона, то все будут стараться загрузить подвижной состав по максимуму. «На первое место выйдут строительные грузы – песок, щебень. А остальное как вывозить?» – спрашивает он. Угольщики опасаются потерять конкурентоспособность, так как стоимость перевозки для них может вырасти в 2–3 раза. Контейнерщикам сложно дать однозначную оценку весовому предложению, так как контейнерные отправки принципиально отличаются от вагонных.
Вопрос ценообразования грузоперевозок является одним из наиболее сложных, поскольку речь идет о рентабельности бизнеса производителей. Нет сомнений, что дискуссии на эту тему будут горячими. При этом в происходящем есть весьма важный положительный момент: движение в нужную сторону уже началось и шансы достичь баланса в ценовом сегменте достаточно велики.

[~DETAIL_TEXT] =>

Напомним, что заявления перевозчика прозвучали в ответ на поручение президента России разработать конкретные меры по снижению транспортных издержек грузо­владельцев на Дальнем Востоке. Чуть позже Минэкономразвития обнародовало подготовленный по поручению правительства новый проект Целевой модели рынка. В документе отмечено, что в период с 2011 по 2015 год в сфере тарифного регулирования железно­дорожных грузоперевозок были достигнуты определенные успехи: теперь условия транспортировки во внутри­государственном и международном сообщении выравнены, стоимость порожнего пробега вагонов унифицирована, исключительные тарифы отменены. Однако действующие правила не учитывают объективных перемен, произошедших в результате реформирования отрасли, в частности изменившегося порядка взаимодействия участников рынка, появления новых субъектов и пр.
В МЭР считают, что существующая система тарифных классов и большое количество поправочных коэффициентов мешают формированию достаточной для содержания и развития инфраструктуры доходной базы. Тарифы на экспортные сырьевые отправки ниже себестоимости перевозки, а на доставку продукции обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства – значительно выше. Это стимулирует транспортировку сырья на дальние расстояния, но сдерживает переход от существующей модели развития экономики к инновационной. В документе упомянуто и то, что в настоящее время фактически не используется такой инструмент, как долгосрочные тарифы.
Госрегулятор предлагает создать стимулы для наращивания перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью. В качестве конкретных шагов рассматриваются отмена тарифных классов и переход к новой единице тарификации, учитывающей вес вагона, формирование ставок на короткие плечи исходя из реальной себестоимости перевозки, наделение грузоотправителей правом заключения индивидуальных контрактов, устанавливающих долгосрочные тарифы в соответствии с индексацией, заложенной в прогнозе социально-экономического развития РФ, и т. д.
ФАС поддержала инициативу перевозчика, признав, что давно выступает за коррекцию как Прейскуранта № 10-01, так и подходов к его формированию. Что касается предложений МЭР, то и перевозчик, и грузоотправители считают, что действующая система тарификации требует перемен. При этом представители РЖД полагают, что о конкретных процедурах говорить рано как минимум до обсуждения в холдинге новой Целевой модели рынка грузоперевозок. «Прейскурант базируется на принятой в России регуляторной модели: наличие низко- и высоко­доходных грузоперевозок – один из элементов перекрестного субсидирования, действующего уже 20 лет, – говорит руководитель одного из департаментов компании. –
Железнодорожный транспорт является неким заложником структуры грузопотока, меняющегося в сторону увеличения доли низкодоходных грузов». Отмена классовой дифференциации, с одной стороны, упростила бы дело, однако в текущих экономических условиях она представляется затруднительной, так как чревата почти двукратным ростом тарифа для отдельных отраслей и снижением грузооборота в связи с невывозом ряда грузов. Кстати, дифференцированный подход является стандартной практикой тарифообразования за рубежом.
У железнодорожных операторов и потребителей есть свои представления о реформе тарифов. Основное пожелание – придать гибкости тарифному коридору для оперативного реагирования на рыночную ситуацию. Некоторые согласны и с тем, что принцип тарификации грузов по классам несколько устарел. Есть новые предложения: например, привязать тарифы к динамике биржевых показателей.
Один из участников рынка считает, что если ввести тарификацию по предложению МЭР с учетом веса вагона, то все будут стараться загрузить подвижной состав по максимуму. «На первое место выйдут строительные грузы – песок, щебень. А остальное как вывозить?» – спрашивает он. Угольщики опасаются потерять конкурентоспособность, так как стоимость перевозки для них может вырасти в 2–3 раза. Контейнерщикам сложно дать однозначную оценку весовому предложению, так как контейнерные отправки принципиально отличаются от вагонных.
Вопрос ценообразования грузоперевозок является одним из наиболее сложных, поскольку речь идет о рентабельности бизнеса производителей. Нет сомнений, что дискуссии на эту тему будут горячими. При этом в происходящем есть весьма важный положительный момент: движение в нужную сторону уже началось и шансы достичь баланса в ценовом сегменте достаточно велики.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет,
а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.

[~PREVIEW_TEXT] =>

В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет,
а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii [~CODE] => v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii [EXTERNAL_ID] => 10070 [~EXTERNAL_ID] => 10070 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68968 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68968 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_META_KEYWORDS] => в ожидании тарифной трансформации [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p>В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет, <br /> а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.</p> [ELEMENT_META_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_META_KEYWORDS] => в ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p>В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет, <br /> а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.</p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации ) )

									Array
(
    [ID] => 97964
    [~ID] => 97964
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1348
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1348
    [NAME] => В ожидании тарифной трансформации
    [~NAME] => В ожидании тарифной трансформации
    [ACTIVE_FROM_X] => 
    [~ACTIVE_FROM_X] => 
    [ACTIVE_FROM] => 
    [~ACTIVE_FROM] => 
    [TIMESTAMP_X] => 02.09.2016 16:53:28
    [~TIMESTAMP_X] => 02.09.2016 16:53:28
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/310/v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/310/v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Напомним, что заявления перевозчика прозвучали в ответ на поручение президента России разработать конкретные меры по снижению транспортных издержек грузо­владельцев на Дальнем Востоке. Чуть позже Минэкономразвития обнародовало подготовленный по поручению правительства новый проект Целевой модели рынка. В документе отмечено, что в период с 2011 по 2015 год в сфере тарифного регулирования железно­дорожных грузоперевозок были достигнуты определенные успехи: теперь условия транспортировки во внутри­государственном и международном сообщении выравнены, стоимость порожнего пробега вагонов унифицирована, исключительные тарифы отменены. Однако действующие правила не учитывают объективных перемен, произошедших в результате реформирования отрасли, в частности изменившегося порядка взаимодействия участников рынка, появления новых субъектов и пр.
В МЭР считают, что существующая система тарифных классов и большое количество поправочных коэффициентов мешают формированию достаточной для содержания и развития инфраструктуры доходной базы. Тарифы на экспортные сырьевые отправки ниже себестоимости перевозки, а на доставку продукции обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства – значительно выше. Это стимулирует транспортировку сырья на дальние расстояния, но сдерживает переход от существующей модели развития экономики к инновационной. В документе упомянуто и то, что в настоящее время фактически не используется такой инструмент, как долгосрочные тарифы.
Госрегулятор предлагает создать стимулы для наращивания перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью. В качестве конкретных шагов рассматриваются отмена тарифных классов и переход к новой единице тарификации, учитывающей вес вагона, формирование ставок на короткие плечи исходя из реальной себестоимости перевозки, наделение грузоотправителей правом заключения индивидуальных контрактов, устанавливающих долгосрочные тарифы в соответствии с индексацией, заложенной в прогнозе социально-экономического развития РФ, и т. д.
ФАС поддержала инициативу перевозчика, признав, что давно выступает за коррекцию как Прейскуранта № 10-01, так и подходов к его формированию. Что касается предложений МЭР, то и перевозчик, и грузоотправители считают, что действующая система тарификации требует перемен. При этом представители РЖД полагают, что о конкретных процедурах говорить рано как минимум до обсуждения в холдинге новой Целевой модели рынка грузоперевозок. «Прейскурант базируется на принятой в России регуляторной модели: наличие низко- и высоко­доходных грузоперевозок – один из элементов перекрестного субсидирования, действующего уже 20 лет, – говорит руководитель одного из департаментов компании. –
Железнодорожный транспорт является неким заложником структуры грузопотока, меняющегося в сторону увеличения доли низкодоходных грузов». Отмена классовой дифференциации, с одной стороны, упростила бы дело, однако в текущих экономических условиях она представляется затруднительной, так как чревата почти двукратным ростом тарифа для отдельных отраслей и снижением грузооборота в связи с невывозом ряда грузов. Кстати, дифференцированный подход является стандартной практикой тарифообразования за рубежом.
У железнодорожных операторов и потребителей есть свои представления о реформе тарифов. Основное пожелание – придать гибкости тарифному коридору для оперативного реагирования на рыночную ситуацию. Некоторые согласны и с тем, что принцип тарификации грузов по классам несколько устарел. Есть новые предложения: например, привязать тарифы к динамике биржевых показателей.
Один из участников рынка считает, что если ввести тарификацию по предложению МЭР с учетом веса вагона, то все будут стараться загрузить подвижной состав по максимуму. «На первое место выйдут строительные грузы – песок, щебень. А остальное как вывозить?» – спрашивает он. Угольщики опасаются потерять конкурентоспособность, так как стоимость перевозки для них может вырасти в 2–3 раза. Контейнерщикам сложно дать однозначную оценку весовому предложению, так как контейнерные отправки принципиально отличаются от вагонных.
Вопрос ценообразования грузоперевозок является одним из наиболее сложных, поскольку речь идет о рентабельности бизнеса производителей. Нет сомнений, что дискуссии на эту тему будут горячими. При этом в происходящем есть весьма важный положительный момент: движение в нужную сторону уже началось и шансы достичь баланса в ценовом сегменте достаточно велики.

[~DETAIL_TEXT] =>

Напомним, что заявления перевозчика прозвучали в ответ на поручение президента России разработать конкретные меры по снижению транспортных издержек грузо­владельцев на Дальнем Востоке. Чуть позже Минэкономразвития обнародовало подготовленный по поручению правительства новый проект Целевой модели рынка. В документе отмечено, что в период с 2011 по 2015 год в сфере тарифного регулирования железно­дорожных грузоперевозок были достигнуты определенные успехи: теперь условия транспортировки во внутри­государственном и международном сообщении выравнены, стоимость порожнего пробега вагонов унифицирована, исключительные тарифы отменены. Однако действующие правила не учитывают объективных перемен, произошедших в результате реформирования отрасли, в частности изменившегося порядка взаимодействия участников рынка, появления новых субъектов и пр.
В МЭР считают, что существующая система тарифных классов и большое количество поправочных коэффициентов мешают формированию достаточной для содержания и развития инфраструктуры доходной базы. Тарифы на экспортные сырьевые отправки ниже себестоимости перевозки, а на доставку продукции обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства – значительно выше. Это стимулирует транспортировку сырья на дальние расстояния, но сдерживает переход от существующей модели развития экономики к инновационной. В документе упомянуто и то, что в настоящее время фактически не используется такой инструмент, как долгосрочные тарифы.
Госрегулятор предлагает создать стимулы для наращивания перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью. В качестве конкретных шагов рассматриваются отмена тарифных классов и переход к новой единице тарификации, учитывающей вес вагона, формирование ставок на короткие плечи исходя из реальной себестоимости перевозки, наделение грузоотправителей правом заключения индивидуальных контрактов, устанавливающих долгосрочные тарифы в соответствии с индексацией, заложенной в прогнозе социально-экономического развития РФ, и т. д.
ФАС поддержала инициативу перевозчика, признав, что давно выступает за коррекцию как Прейскуранта № 10-01, так и подходов к его формированию. Что касается предложений МЭР, то и перевозчик, и грузоотправители считают, что действующая система тарификации требует перемен. При этом представители РЖД полагают, что о конкретных процедурах говорить рано как минимум до обсуждения в холдинге новой Целевой модели рынка грузоперевозок. «Прейскурант базируется на принятой в России регуляторной модели: наличие низко- и высоко­доходных грузоперевозок – один из элементов перекрестного субсидирования, действующего уже 20 лет, – говорит руководитель одного из департаментов компании. –
Железнодорожный транспорт является неким заложником структуры грузопотока, меняющегося в сторону увеличения доли низкодоходных грузов». Отмена классовой дифференциации, с одной стороны, упростила бы дело, однако в текущих экономических условиях она представляется затруднительной, так как чревата почти двукратным ростом тарифа для отдельных отраслей и снижением грузооборота в связи с невывозом ряда грузов. Кстати, дифференцированный подход является стандартной практикой тарифообразования за рубежом.
У железнодорожных операторов и потребителей есть свои представления о реформе тарифов. Основное пожелание – придать гибкости тарифному коридору для оперативного реагирования на рыночную ситуацию. Некоторые согласны и с тем, что принцип тарификации грузов по классам несколько устарел. Есть новые предложения: например, привязать тарифы к динамике биржевых показателей.
Один из участников рынка считает, что если ввести тарификацию по предложению МЭР с учетом веса вагона, то все будут стараться загрузить подвижной состав по максимуму. «На первое место выйдут строительные грузы – песок, щебень. А остальное как вывозить?» – спрашивает он. Угольщики опасаются потерять конкурентоспособность, так как стоимость перевозки для них может вырасти в 2–3 раза. Контейнерщикам сложно дать однозначную оценку весовому предложению, так как контейнерные отправки принципиально отличаются от вагонных.
Вопрос ценообразования грузоперевозок является одним из наиболее сложных, поскольку речь идет о рентабельности бизнеса производителей. Нет сомнений, что дискуссии на эту тему будут горячими. При этом в происходящем есть весьма важный положительный момент: движение в нужную сторону уже началось и шансы достичь баланса в ценовом сегменте достаточно велики.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет,
а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.

[~PREVIEW_TEXT] =>

В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет,
а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii [~CODE] => v-ozhidanii-tarifnoi-transformatsii [EXTERNAL_ID] => 10070 [~EXTERNAL_ID] => 10070 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68968 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68968 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97964:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_META_KEYWORDS] => в ожидании тарифной трансформации [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p>В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет, <br /> а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.</p> [ELEMENT_META_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_META_KEYWORDS] => в ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p>В начале сентября 2015 года руководство ОАО «РЖД» публично заявило о том, что система ценообразования в сегменте грузовых железнодорожных перевозок подвергнется трансформации. Работа потребует около полутора лет, <br /> а новые тарифы могут появиться уже через 3 месяца. Одновременно Минэкономразвития сформировало основные направления государственного тарифного регулирования в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. В настоящее время участники транспортного сообщества обсуждают предложения регулятора.</p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => В ожидании тарифной трансформации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => В ожидании тарифной трансформации ) )


Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions