+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

Выпуск 3 (295) февраль 2015

3 (295) февраль 2015

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подводит финансовые и производственные итоги работы компании в 2014 году, рассказывает о способах оптимизации расходов и новых проектах холдинга.

Президент ОТЛК, генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков в своем эксклюзивном интервью, первом в новом статусе, раскрывает стратегию и задачи созданной структуры.

Как внешние факторы политического и экономического характера повлияли на состояние железнодорожной отрасли в 2014 году и каковы перспективные прогнозы по объемам грузовой работы на сети?

РЖД-Партнер

Еще раз про транзит

 Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.

Array
(
    [ID] => 97556
    [~ID] => 97556
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1333
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1333
    [NAME] => Еще раз про транзит
    [~NAME] => Еще раз про транзит
    [ACTIVE_FROM_X] => 
    [~ACTIVE_FROM_X] => 
    [ACTIVE_FROM] => 
    [~ACTIVE_FROM] => 
    [TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40
    [~TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проб­лемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документо­оборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.

[~DETAIL_TEXT] =>

В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проб­лемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документо­оборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

 Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.

[~PREVIEW_TEXT] =>

 Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [~CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [EXTERNAL_ID] => 9662 [~EXTERNAL_ID] => 9662 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68953 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68953 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [ELEMENT_META_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит ) )

									Array
(
    [ID] => 97556
    [~ID] => 97556
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1333
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1333
    [NAME] => Еще раз про транзит
    [~NAME] => Еще раз про транзит
    [ACTIVE_FROM_X] => 
    [~ACTIVE_FROM_X] => 
    [ACTIVE_FROM] => 
    [~ACTIVE_FROM] => 
    [TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40
    [~TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проб­лемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документо­оборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.

[~DETAIL_TEXT] =>

В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проб­лемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документо­оборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

 Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.

[~PREVIEW_TEXT] =>

 Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [~CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [EXTERNAL_ID] => 9662 [~EXTERNAL_ID] => 9662 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68953 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68953 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [ELEMENT_META_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит ) )


Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions